Э. Т. А. Гофман и А. Тарковский: к постановке проблемы
Лариса Николаевна Полубояринова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ольга Николаевна Кулишкина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190, MsTeams
2022-03-18
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Э.Т.А.Гофман, Андрей Тарковский, "Гофманиана", "Майорат", поэтика, рецепция
Тезисы
Выбрав
биографию и творчество Э. Т. А. Гофмана в
качестве основы сценария, написанного
им в 1974 г. для киностудии «Таллинфильм»,
однако в итоге так и не реализованного,
А. А. Тарковский
в известной мере идет на поводу у русского
мифа об Э. Т. А. Гофмане как о высшем и
наиболее ярком проявлении немецкого
романтизма. Тем не менее, налицо была и
установка режиссера на оригинальное
высказывание о жизни и творчестве
романтика, недаром в качестве основы
были выбраны не самые известные в
отечественном контексте произведения
Гофмана: «Кавлер Глюк», «Дон Жуан»,
«Приключения накануне Нового года» и
«Майорат».
Предположительно
в ходе работы над текстом сценария
обнаруживается известная художественная
несовместимость двух авторов,
заложенная в самих основаниях их
несоизмеримых эстетик и поэтик.
Гофмановский
риторический гротеск эстетически ровно
противоположен типичному для Тарковского
hic
et nunc, установке
вернуть «созерцаемым
вещам их свободное от знаков и значений
бытие»
(Н. Ф. Болдырев).
Тем
интереснее оказываются художественные
решения Тарковского, основанные на
целом ряде продуктивных перекодировок.
В ходе успешного акта «претворения
чужого в свое» режиссер создает из
гофмановского материала аутентичный
собственный текст, «художественный
продукт», отмеченный авторской печатью
уже не Гофмана, но Тарковского. Переработка
гофмановских претекстов идет не только
по линии перевода литературного текста
в кинотекст, но касается также самих
принципов поэтики, в частности, наррации
(отказ от риторики «тайн и ужасов», от
множественности повествовательных
инстанций, показательных для Гофмана).
Направление
и суть работы Тарковского становятся
особенно очевидными при сравнении тех
(достаточно обширных) эпизодов его
сценария, которые восходят к «готической»
новелле Гофмана «Майорат» из сборника
«Ночные этюды» (1816). Так, режиссер
оказывается довольно равнодушным к
эффектам готического хронотопа и
«парапсихических» состояний, привлекавших
немецкого романтика. И, напротив,
интересным для режиссера предстает
образ и мотив зеркала, не столь
показательный для Гофмана. Именно
данный, излюбленный мотив Тарковского
и «прошивает» в итоге сценарный текст,
вовлекая в пространство его рецепции
также одноименный знаменитый фильм
режиссера.