Лексические хеджи в научно-популярном дискурсе
Евгения Викторовна Абрамова
Докладчик
старший преподаватель
Boston College
Boston College
184
2022-03-23
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
митигация; лексическое хеджирование;
научно-популярный дискурс.
Тезисы
В современной дискурсологии непреходящий интерес к изучению
функционирования хеджей в научно-популярном дискурсе (НПД) свидетельствует об
актуальности данной темы.
Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной
лингвистике можно найти немало работ, посвященных изучению хеджированию в
различных корпусах научного дискурса на примере тематических полей научных
текстов (И.С. Лeбедева 2020, М.Е. Gherdan 2019, Занина
Е. Л. 2016, Salager-Meyer 2011) исследование НПД, а именно компенсационной
стратегии хеджей в нем, остается недостаточно изученным и требует более
детального рассмотрения. Вышесказанное обусловливает научную новизну работы.
Целью данного исследования является выявление, сравнение и анализ
наиболее распространенных типов лексических хеджей, используемых в НПД:
модальных глаголов can, could, may, might, will, would. Для достижения цели предполагается решение следующих
задач: описание и анализ функционирования хеджей как прагматического
языкового средства, изучение специфики их употребления в
научно-популярном дискурсе.
Реализация компенсаторной стратегии хеджирования
рассматривается на материале статей, представленных в научно-популярном онлайн журнале «National Geographic» за 2021 г. Критериями отбора текстов в
исследовательский корпус была их принадлежность к рубрике «Science» и открытый доступ к полнотекстовым статьям. Тематика
текстов характеризуется широким диапазоном как отдельных научных сфер (climate science, space, nature, environment, medicine (COVID-19, neuroscience, physiology, physics, archeology), так и междисциплинарных исследований (physical chemistry,
biogeochemistry). В текстах статей предполагается достаточно высокая плотность
лексических хеджей, обусловливаемая прагматическими функциями НПД: трансляция
научных знаний в форме гипотез и вероятностных предположений с целью
предотвращения негативной реакции и отзывов целевой аудитории к восприятию новых
теорий и идей, репрезентируемых журналистами.
Одна из задач исследования - найти ответы на следующие
вопросы: какие хеджы-заслонки
представлены в текстах научно-популярных статей и чем обусловлена их частотность.
Для обработки данных применялись дескриптивный,
сравнительный и количественный методы. Выявление лексических средств
хеджирования проводилось с опорой на таксономию Хайлэнда К. (Hyland K. Metadiscourse: Exploring interaction in writing,
2005).
В перспективе планируется сравнить особенности
лексического хеджирования в НПД с научным дискурсом и изучить функционирование
хеджей-заслонок и хеджей-аппроксиматоров в русскоязычном научном и
научно-популярном медиа-ландшафте с целью выявления рекомендаций для
исследователей и журналистов, пишущих на английском языке.