50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Применение ASR технологии для отработки произносительных навыков при обучении иностранному языку

Пётр Романович Коздринь
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

406 ( онлайн МсТимз)
2022-03-19
13:20 - 13:35

Ключевые слова, аннотация

ASR технологии; фонетические навыки; голосовой помощник; распознавание речи

Тезисы

В настоящее время использование автоматизированных систем распознавания и воспроизведения речи стало реальностью повседневной жизни. Голосовыми помощниками Google, Siri, Алисой и Alexa на персональном гаджете пользуется около 30% населения на ежедневной основе. В основе работы подобных «собеседников» лежат ASR (Automatic speech recognition) и TTS (Text-to-Speech) технологии. ASR – это преобразование речевого аудио-потока в письменный текст и его дальнейший анализ через имеющиеся программные алгоритмы и языковой дата-корпус. Использование ASR технологии при обучении иностранным языкам, в частности для постановки и отработки произносительных навыков, имеет значительный педагогический потенциал. В условиях ограниченного ресурса и нехватки аудиторного времени на работу с фонетикой (особенно в неязыковом ВУЗе), система автоматического распознавания речи может стать незаменимым помощником преподавателя в организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся над произношением. Результаты многих исследований, посвященных этой теме, говорят о положительном влиянии использования ASR технологии на улучшение фонетических навыков обучающихся [3, 5]. Для отработки произносительных навыков можно использовать как специализированные программы, которые предлагают подробный разбор допущенных ошибок и советы по их устранению («Tell me more», чат-бот «Andy» и др.), так и более доступные, бесплатные системы голосового поиска (Google, Alexa и т.д). При работе с последними, обучающийся проверяет свое произношение, диктуя текст через ASR сервис, и затем, сравнивая предполагаемое сообщение и его распознанный текстовый вариант. Таким образом, система помогает обучающемуся организовать самостоятельную работу над произношением и определить «проблемные» звуки. К преимуществам данного метода по сравнению с традиционной отработкой фонетического материала в аудитории можно отнести: психологический комфорт, индивидуальность, мобильность. Несомненно, грамотное использование данной технологии в образовательной сфере поможет решить ряд сложных педагогических задач. Особенно эффективным и востребованным применение данной технологии видится в обучении иностранным языкам, где она может использоваться как дополнительный инструмент организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов для формирования и совершенствования произносительных навыков и коммуникации в целом.