50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Повторяемость событий в художественном пространстве смерти.

Евгений Александрович Баранов
Докладчик
соискатель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Феномен повторения, сюжет, драматургия, репрезентация современной действительности, апокалиптические сюжеты, миф, цикличность


Тезисы

В данной работе я попытаюсь разобраться почему современные авторы все чаще приходят к форме репрезентации современной реальности России через образы мертвого пространства, пространства смерти. У Звягинцева данный сюжет показан через пространство нелюбви, а главная мысль обозначается в первых минутах фильма «Нелюбовь»: «апокалипсис наступит тогда, когда в сердцах потухнет любовь». Прежде подобный контекст был выстроен в фильме «Левиафан», в котором ставятся под сомнение все современные институции: будь то семья, государство или церковь.  В фильме Серебрянникова «Петровы в гриппе» в первой сцене главный герой встречает друга, который перевозит гроб, компания его называется А.И.Д. Героя перевозят в пространство смерти, после чего и начинается центральный сюжет и как подтверждение данного тезиса — в финале перевозимый труп оживает, как бы символизируя, что финальная точка пути(ад) достигнута. Так же в этот ряд можно отнести фильм «Дурак» Быкова, где любые проблески милосердия и взаимопомощи тонут в обозленном и запуганном обществе. Во всех вышеперечисленных историй авторы показывают образование «мертвого пространства» через историю, проходящую через три поколения: поколение уходящее, нынешнее поколение и их детей. Авторы выстраивают ретроспекцию главных героев, которые были лишены любви родителей и соответственно не могут нести эту любовь дальше. В настоящей работе современное российское авторское кино рассматривается как пространство, трансформации мифологических сюжетов, прежде всего христианского апокалиптического: Нелюбовь, Петровы в гриппе, Левиафан, Страна Оз, Казнь, Дурак, Черный-черный человек, Бык, Мысленный волк. 

Центральный вопрос данной темы: почему кинематографисты все чаще приходят к подобному контексту своего кино-пространства?
 Мераб Мамардашвили так интерпретировал Ад — «это забытое, из которого не извлечён опыт. Неизвлеченный опыт обрекает на повторение. Ничего не изменилось. Значит, событие не произошло, его нельзя считать прошедшим.» Соответственно погружая главных героев своих фильмов в подобные сюжеты, авторы метафорически осмысляют современность, как пространство, где до сих пор не извлечены некие уроки, что приводит к постоянным повторам одних и тех же ситуаций, одних и тех же ошибок, которые передаются из поколения в поколения. Поэтому главные герои находятся в пространстве циклических повторений, будь то семья главных героев в фильме Нелюбовь, семья главного героя в фильме Дурак или семья из Петровых в гриппе.