Мультимодальность в научной коммуникации (на примере немецкоязычных онлайн-лекций)
Наталия Семеновна Супоницкая
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
204 (онлайн ZOOM)
2022-03-17
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе речь идет о специфике мультимодальности и ее прагматическом потенциале в рамках научной коммуникации. На смену традиционным лекциям в университетской аудитории все чаще приходят онлайн-лекции. В рамках этого жанра наблюдается сложный механизм взаимодействия различных каналов передачи информации на уровне содержания и прагматики. Поликодовость сегментов лекции обусловливает наличие таких специфических свойств, как интерактивность, нелинейность и мультимодальность. Произведенный анализ позволяет теоретически смоделировать функционирование этого жанра в научной интернет-коммуникации.
Тезисы
Онлайн-технологии привели к выделению новой, но уже в значительной степени устоявшейся в практике формы научной коммуникации - научной онлайн-лекции. В отличие от традиционных лекций презентация и объяснение нового материала с программной поддержкой современных компьютерных технологий характеризуются совместным присутствием различных коммуникативных элементов: устной и письменной речи, жестов и мимики лектора, различных визуализаций, а также включение фрагментов видео- и аудиоматериалов в качестве иллюстративного материала. Благодаря соединению разных модусов и каналов онлайн-лекции можно назвать мультимодальными. Они содержат в себе информацию, которая выражена при помощи вербальной, невербальной и иллюстративной знаковых систем. Лектор при этом выступает в роли «академической языковой личности», задача которой транслировать свои профессиональные знания на большую аудиторию реципиентов. Хорошо подобранный, визуально привлекательный мультимодальный контент помогает оживить процесс обучения в дистанционном формате. Жесты и речь, а также текст и изображение взаимодействуют и вносят свой вклад в общее сообщение в рамках научной коммуникации между студентами и преподавателем. Если предположить, что речь и сопровождающие ее жесты первичны по сравнению с отношениями текст-изображение, то возникает вопрос, в какой степени отношения текст-изображение можно вывести из отношений речь-жесты, и какие сходства и различия можно выявить при конкретном проектировании мультимодальных интеграций.
В рамках данного исследования речь идет о специфике мультимодальности и ее прагматическом потенциале в рамках научной коммуникации. За последние несколько лет из-за ковидных ограничений классическая университетская система образования сильно поменялась. На смену традиционным лекциям в аудитории приходят онлайн-лекции. В рамках этого жанра наблюдается сложный механизм взаимодействия разных каналов передачи информации на уровне содержания и прагматики. Поликодовость сегментов онлайн-лекции обусловливает наличие у них таких специфических свойств, как интерактивность, нелинейность подачи информации, мультимедийность и мультимодальность. В дидактических целях использование этих элементов способствует созданию эффективной виртуально-научной обучающей среды.
В докладе раскрываются преимущества и ключевые свойства, которыми обладают онлайн-лекции. Произведенный анализ позволяет теоретически смоделировать функционирование данного мультимодального текста в научной интернет-коммуникации.
В рамках данного исследования речь идет о специфике мультимодальности и ее прагматическом потенциале в рамках научной коммуникации. За последние несколько лет из-за ковидных ограничений классическая университетская система образования сильно поменялась. На смену традиционным лекциям в аудитории приходят онлайн-лекции. В рамках этого жанра наблюдается сложный механизм взаимодействия разных каналов передачи информации на уровне содержания и прагматики. Поликодовость сегментов онлайн-лекции обусловливает наличие у них таких специфических свойств, как интерактивность, нелинейность подачи информации, мультимедийность и мультимодальность. В дидактических целях использование этих элементов способствует созданию эффективной виртуально-научной обучающей среды.
В докладе раскрываются преимущества и ключевые свойства, которыми обладают онлайн-лекции. Произведенный анализ позволяет теоретически смоделировать функционирование данного мультимодального текста в научной интернет-коммуникации.