Охотничий рассказ в раннем творчестве А.П.Чехова: особенности повествования, жанра и событийной структуры
Ксения Сергеевна Оверина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн (213)
2022-03-16
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
А.П.Чехов; повествование; событие; жанр; формульная литература
Тезисы
Функционирование
календарных жанров в ранней прозе Чехова представляет собой интересную теоретическую
и историко-литературную проблему. Один из вариантов трансформации календарного
жанра у Чехова наблюдается в его охотничьих рассказах. По-своему интерпретируя
традиционные для этого жанра темы (единение человека и природы, равенство людей
разного социального статуса в ситуации охоты), писатель активно задействует
такое свойство охотничьих рассказов, как «камерность», «интимность», создание
атмосферы «своего круга». Это помогает ему вовлечь реципиента в художественный
мир произведения и вынести событие за границу изображаемого мира, сделав
событийным само впечатление читателя от текста.
Примером
такого произведения является рассказ «Он понял!» (1883). Несмотря на то, что в
этом произведении контакт между персонажами достигнут, потерянной оказывается
гораздо более важная связь – связь с природой. Или, возможно, ее никогда не
существовало нигде, кроме клишированного жанра охотничьего рассказа, ведь
именно на него направлена ирония Чехова. В этом смысле и коммуникация на уровне
повествователь – читатель оказывается усложненной. Вопреки ожиданиям, между
повествователем и реципиентом возникает дистанция. Нарратор здесь – не
друг-охотник, пишущий «для своих», а субъект, рефлексирующий над формой и
формулой текста. Как следствие, в поле его рефлексии и остранения попадает и
образ читателя, что только усиливает их расподобление.
Еще
один ранний рассказ Чехова той же тематики – «На охоте» (1884) – также
затрагивает проблему понимания. Он повествует об отношениях племянника и дяди,
причем понимание персонажами друг друга оказывается принципиально невозможным,
как и контакт главного героя с природой. Фабула этого текста вполне могла быть
реализована в серьезном охотничьем рассказе, однако Чехов создает анекдот. При
редактуре он исключает фрагмент текста, показывающий переживания расстроенного
дядюшки, полностью подчиняя повествование точке зрения рассказчика. Формула
охотничьего рассказа окончательно опустошается – главным героем и носителем
точки зрения становится человек, предельно далекий от охоты.
В
конце XIX века охота могла выполнять в календарном рассказе функцию фона, хотя
формальные признаки жанра сохранялись. Примером может послужить ранний
чеховский текст «Петров день» (1881).
Другими
чеховскими произведениями, в которых автор трансформирует традиционные признаки
охотничьих рассказов, могут послужить «Драма на охоте», рассказы «На волчьей
садке», «Двадцать девятое июня».