50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Русская девушка как символическая фигура в декадентском романе Жозефена Пеладана "Любопытная"

Дмитрий Викторович Токарев
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

190 ZOOM
2022-03-22
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Французский декаданс, Жозефен Пеладан, образ России


Тезисы

В своем известном эссе «Что такое искусство?» (1897-1898) Лев Толстой упоминает в числе прочих «декадентов» и Жозефена Пеладана (1858-1918), плодовитого писателя и теоретика искусства, а также практикующего оккультиста.
Речь в докладе пойдет о романе Пеладана «Любопытная» («Curieuse !»), изданном в 1886 году в рамках «этопеи» «Латинский декаданс» («La Décadence latine (Éthopée)»). Этот огромный цикл, выходивший с 1884 по 1925 год и включающий 21 роман, создавался параллельно с циклом текстов, посвященных вопросам эстетики и получивших общее заглавие «La décadence esthétique (1882-1898).
Роман «Любопытная» представляет собой довольно сомнительное с художественной точки зрения произведение, нещадно эксплуатирующее топосы, характерные для эпохи fin de siècle. В центре романа художник, философ и оккультист, чья фамилия - Небо (Nebo) – вроде бы восходит к халдейскому языку, но при этом имплицитно отсылает и к русскому слову. Совпадение, которое вряд ли можно назвать случайным, принимая во внимание ту роль, которая отведена в романе русской девушке с аристократическим титулом «принцесса Рязанская» и «типично русским» именем Поль. Впрочем, не стоит упрекать Пеладана в незнании российских реалий: имя Paule позволяет писателю подчеркнуть андрогинную природу девушки, которая проявляет себя, в частности, в многочисленных сценах травестийного переодевания. Для Пеладана притягательность образа Поль заключается прежде всего не в восточной экзотике, которая ее окружает.  Пеладан не пишет роман «из русской жизни», он пишет роман о парижском эстете-декаденте Небо, который сталкивается с российской экзотикой «на своей территории». «Любопытная» - это роман воспитания, и Небо выполняет в нем роль Вергилия, который водит свою ученицу Поль по кругам парижского ада. Цель этого путешествия – освободить эротическую энергию, которой наполнена Поль, но затем тут же сублимировать её в энергию духовную. Понятно, что, участвуя в такой инициации, учитель сам подвергается соблазнам, и две последующих романа – «L'initiation sentimentale», явно отсылающий к Флоберу, и «A cœur perdu» – будут тому свидетельством, однако в «Любопытной» роли в паре распределены совершенно однозначно: Небо, наследник классической культуры Запада, принуждает Поль покинуть особняк её русской тетки с его неизбежным самоваром и окунуться в стихию современной жизни, которая скрывает за своей кажущейся хаотичностью структуру нового символического порядка.