Бен Джонсон и Иниго Джонс: борьба между «содержанием» и «формой» в театральных постановках при дворе Якова I и Карла I Стюартов.
Нина Владимировна Зонина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
драматург; постановщик; «маска»; содержание; форма; придворная драма; XVII век
Тезисы
Вопрос взаимоотношения «формы» и «содержания» или «зрелища» и «текста» в театральных постановках Англии не был актуален до начала XVII века. Практики приглашать специальных постановщиков пьес не было – театральные труппы справлялись своими силами: в театре XVI века главенствовал драматург и его текст. Единственные постановки, где к тексту предполагалось художественное оформление, были придворные «маски» – утонченные драматические произведения, в которых идеи автора раскрываются с помощью аллегорий и эмблематических образов. Бесспорным авторитетом в этой области был ведущий драматург того времени Бен Джонсон. В Елизаветинскую эпоху Бен Джонсон единолично справлялся как с текстом «маски», так и с формой ее постановки, отдавая предпочтение «содержанию». С началом эпохи правления Стюартов (1603–1642) размах постановок «масок» стал грандиозным и Бену Джонсону потребовался помощник, который появился в лице Иниго Джонса – архитектора и художника, получившего образование в Италии, главного придворного архитектора. Так в английском театре, пока лишь на придворной сцене, образовался первый тандем постановщиков спектаклей: драматурга и художника. Драматург отвечал за точную передачу содержания поэтического текста, художник – за зрелищную часть «маски», ее форму. Единственное, что их роднило –классическое образование обоих и профессионализм в их собственной сфере, но понятия о роли, задачах и идейном посыле, закладываемом в спектакль, кардинально разнились. Результат их работы был впечатляющим, однако это сотрудничество вылилось в жаркий спор о миссии постановок, о гармонии и дисгармонии «текста» и «зрелища» в спектаклях, о балансе и дисбалансе идеи и развлекательности в представлении. Разрыв между этими двумя крупнейшими мастерами был неизбежен, и их принципиальный спор о театральных постановках продолжался до конца жизни Бена Джонсона и даже нашел сценическое отражение. Последнее слово, как считал драматург, осталось за ним, т. е. за «содержанием». В своей заключительной маске «Любовь приветствует в Больмсовере» он ввел сатирический персонаж по имени Иникво Витрииус, мастера «зрелищ».Английская драма и ее постановки в I половине XVII века еще мало исследована в отечественном литературоведении и театроведении. Однако новаторские идеи этих двух мастеров в этой области во многом определили развитие драматического искусства как на уровне «текста», так и «формы».