50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Медиадискурс как сфера реализации диалога

Ольга Владимировна Палехова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

204 (онлайн ZOOM)
2022-03-17
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

медиадискурс; медиатекст; речевое воздействие; адресат; диалог

Тезисы

Медиадискурс как сложное коммуникативное явление представляет собой совокупность тестов, функционирующих в массовой коммуникации. В качестве единицы медиадискурса рассматривается медиатекст, позволяющий «упорядочить и структурировать движение медиапотоков» [Добросклонская 2015:49]. В основе журналистского медиатекста лежит совокупность фактов, представляющая собой информацию о событии. Помимо событийной информации журналистский текст может содержать интерпретирующую информацию с элементами анализа и разъяснения. Как событийная, так и интерпретирующая информация обрабатывается особым образом для облегчения её восприятия и, как следствие, большего воздействия на адресата. Исследование механизмов речевого воздействия масс-медиа на потенциального адресата предполагает выявление особенностей восприятия адресатом медиатекста. Немаловажную роль при этом играют такие экстралингвистические факторы, как отправитель  и получатель сообщения, контекст, культурно-идеологический фон, особенности производства, распространения и восприятия передаваемой информации. Особую роль в средствах массовой информации играет диалогический дискурс. Он имеет свои характерные черты, выражающиеся в четкой «ориентированности на адресата как конкретной социально-детерминированной личности со своим статусом и ролями, с определенной системой ценностных координат» [Дзялошинский 2014:52]. Преобладание диалогических жанров в современной публичной коммуникации обусловлено тем, что диалог как наиболее естественная форма коммуникации способен содействовать взаимопониманию и взаимодействию. В медиадискурсе диалог реализуется в форме журнального интервью, которое подразделяется на два ключевых жанра: аналитическое интервью и интервью-беседа. Целью аналитического интервью является не столько донести определенную информацию, сколько оказать воздействие на потенциального читателя. Оно содержит в себе анализ некоего факта и отвечает на вопросы «почему», «что это значит». Направление анализа задается интервьюером, побуждающим интервьюируемого к рассуждению по предложенной в начале интервью социально-значимой проблеме. Отличительной чертой интервью-беседы является то, что все участники беседы являются равноправными участниками речевого действия, обменивающимися в процессе общения «равнозначными репликами, суждениями, размышлениями» [Пичугина 2005:118]. Участники интервью осуществляют, с одной стороны, «совместную деятельность, имеющую общую цель, которой каждый из них связан», с другой стороны, в процессе общения «каждый стремится реализовать свою личную цель, выразить собственное мнение по определенному вопросу, применяя соответствующие стратегии речевого воздействия» [Цуциева 2019:13].