Медиадискурс как сфера реализации диалога
Ольга Владимировна Палехова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
204 (онлайн ZOOM)
2022-03-17
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
медиадискурс; медиатекст;
речевое воздействие; адресат; диалог
Тезисы
Медиадискурс как сложное коммуникативное явление представляет собой
совокупность тестов, функционирующих в массовой коммуникации. В качестве
единицы медиадискурса рассматривается медиатекст, позволяющий «упорядочить и
структурировать движение медиапотоков» [Добросклонская 2015:49].
В основе журналистского медиатекста лежит совокупность фактов,
представляющая собой информацию о событии. Помимо событийной информации журналистский
текст может содержать интерпретирующую информацию с элементами анализа и
разъяснения. Как событийная, так и интерпретирующая информация обрабатывается
особым образом для облегчения её восприятия и, как следствие, большего
воздействия на адресата.
Исследование механизмов речевого воздействия масс-медиа на
потенциального адресата предполагает выявление особенностей восприятия
адресатом медиатекста. Немаловажную роль при этом играют такие
экстралингвистические факторы, как отправитель
и получатель сообщения, контекст, культурно-идеологический фон,
особенности производства, распространения и восприятия передаваемой информации.
Особую роль в средствах массовой
информации играет диалогический дискурс. Он имеет свои характерные черты,
выражающиеся в четкой «ориентированности на адресата как конкретной
социально-детерминированной личности со своим статусом и ролями, с определенной
системой ценностных координат» [Дзялошинский 2014:52].
Преобладание диалогических жанров в
современной публичной коммуникации обусловлено тем, что диалог как наиболее
естественная форма коммуникации способен содействовать взаимопониманию и
взаимодействию. В медиадискурсе диалог реализуется в форме журнального
интервью, которое подразделяется на два ключевых жанра: аналитическое интервью
и интервью-беседа. Целью аналитического интервью является не столько донести
определенную информацию, сколько оказать воздействие на потенциального
читателя. Оно содержит в себе анализ некоего факта и отвечает на вопросы
«почему», «что это значит». Направление анализа задается интервьюером,
побуждающим интервьюируемого к рассуждению по предложенной в начале интервью
социально-значимой проблеме.
Отличительной чертой интервью-беседы является то,
что все участники беседы являются равноправными участниками речевого действия,
обменивающимися в процессе общения «равнозначными репликами, суждениями,
размышлениями» [Пичугина 2005:118]. Участники интервью осуществляют, с одной
стороны, «совместную деятельность, имеющую общую цель, которой каждый из них
связан», с другой стороны, в процессе общения «каждый стремится реализовать
свою личную цель, выразить собственное мнение по определенному вопросу,
применяя соответствующие стратегии речевого воздействия» [Цуциева 2019:13].