Поль Клодель и католическое возрождение рубежа XIX-XX веков
Константин Валерьевич Банников
Докладчик
старший преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
190 ZOOM
2022-03-23
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Поль Клодель, католическое возрождение, французская литература XX века, художественный мир, Радость, Вера
Тезисы
Поль Клодель (1868-1955), французский поэт, прозаик, драматург, дипломат, , чье становление пришлось на период так называемого "католического возрождения" в культуре Франции. Неслучайно как
справедливо отмечают Ален и Арлетт Мишель, открывающие католическое возрождение
именем Клоделя, “Claudel
doit beaucoup à la culture de son temps”.
К 1910 году формируется так называемое течение “renouveau catholique littéraire” или “renaissance littéraire catholique”. В русскоязычном переводе термины звучат как «католическое возрождение». Литературное католическое возрождение объединяет подобные процессы, происходившие в Англии, Франции, Испании и иногда Соединенных Штатах Америки с середины XIX до середины XX века. Необходимо говорить о том, что литературное католическое возрождение в каждой из стран имеет свои предпосылки и представителей несмотря на то, что идеи писателей в разных странах можно очертить одним кругом – интересом к христианству, католицизму и Богу в первую очередь. Так, Поль Клодель интересуется авторами английского католического возрождения, читает их произведения, вступает в переписку с ними. В предисловии к антологии литературы католического возрождения Луи Шеня Клодель отмечает: «[…] cent trente-six ans après la publication du «Génie du christianisme» […] voici qu’un livre comme le vôtre est devenu possible. Et l’on peut presque dire qu’il n’y a plus de poésie en France que la poésie chrétienne. C’est un fait considérable». Клодель этим лишь подтверждает расцвет и укорененность католической литературы в тот период. В 1910 году духовный наставник Поля Клоделя, аббат Бодрийяр советует ему не публиковать «Полуденный раздел» и не ставить его на сцене. Экклесиастики упрекают авторов католического возрождения в излишнем чувственности и страстности, замешанной на автобиографизме. С одной стороны Клодель, вдохновленный этим движением, с другой стороны, противоречиво его оценивающий, и в конце концов оставшийся в лагере традиционалистов, создает свои первые поэтические произведения "Un Poëte regarde la croix", прозаические от "Ma conversion", "Réflexions et propositions sur le vers français" до художественного комментария к библейской книге "Paul Claudel interroge le Cantique des Cantiques", драму "Tête d'or", "L'Echange", "L'Annonce faite à Marie", завершив "Le Soulier de satin".