Репрезентация адресанта в лирике М.Ю. Лермонтова
Елена Васильевна Зырянова
Докладчик
доцент
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
онлайн (МСТимз)
2022-03-18
18:00 -
18:15
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: адресант, говорящий, лирика, М.Ю. Лермонтов
Тезисы
Данная работа посвящена анализу коммуникативной структуры лирического произведения, а именно рассмотрению проблемы
репрезентации адресанта в лирике М.Ю. Лермонтова.
В большинстве лирических произведений
адресант чаще всего эксплицирован в тексте формами личных местоимений. Он прямо
заявляет о себе, своих желаниях, выражает свои эмоции, оценки, мнения и может
быть отождествлен с реальным автором. Именно такого адресанта мы встречаем в
стихотворениях «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…» и др.
Нередко жанр стихотворения указывает на
способы экспликации адресанта. Например, в стихотворениях-молитвах,
стихотворениях-посланиях чаще всего «Я» говорящего явно выражено.
В лирике М.Ю. Лермонтова можно встретить стихотворения, в которых адресант для выражения
своего «Я» использует личное местоимение мы.
Иногда мы используется с целью
интимизации (такое мы характерно для
любовной лирики поэта), иногда под "мы" понимается общество, в
котором присутствует автор (такое "мы" есть в стихотворениях «Чаша жизни», «Дума» и
др). В таких текстах лирический герой говорит о своем поколении, о некоем состоянии
пустоты, пресыщенности жизни.В лирике М.Ю. Лермонтова адресант может быть
выражен местоимением мы в обобщенном
значении: мы – это не некая группа
людей, общество, к которому относит себя лирический герой, а человечество вообще.
Например, такое мы встречается в
стихотворениях «Одиночество», «Земля и небо» и др. Обобщённость заключается в
том, что это мы несёт в себе
общезначимость, так как оно включает в себя и «я», и «ты», и «они».
Не всегда представляется возможным четко
провести грань между «я» собственным (когда адресант говорит мы о некой группе людей, к которой он
принадлежит) и «Я» обобщенным. Зачастую непонятно, подразумевается ли под мы «мы с тобою» (а это выражение
собственного Я ) или «мы, люди» (т.е. выражение обобщенного Я). В лирике часто встречаются примеры, когда адресант явно
не выражен в тексте. В нарративе для таких текстов характерна аукториальная
повествовательная ситуация с имплицитным неперсонифицированным повествователем.
Подобного имплицитно представленного адресанта можно найти в стихотворении «Парус»,в котором главный художественный образ – парус –
сопоставляется с лирическим субъектом. Отметим, что отсутствие эксплицитного
«Я» характерно в основном для пейзажной и философской лирики поэта. Имплицитно представленный адресант в таких случаях является наблюдателем, мыслителем.