50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Роман К. Каштелу Бранку «Анафема»: конструирование повествовательной модели

Константин Викторович Ковалев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190, MsTeams
2022-03-17
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Камилу Каштелу Бранку, романтизм, португальская литература, повествовательная техника 


Тезисы

Роман "Анафема" (Anátema, 1850) стал первым значительным прозаическим произведением Камилу Каштелу Бранку (1825–1890).
В 1840-е гг. широкое распространение в португальской литературе получает исторический роман. Возможно, эта литературная мода диктует выбор хронологических рамок "Анафемы", действие которой охватывает последнюю четверть XVII в. и первую половину XVIII в., но в своем романе К. Каштелу Бранку отказывается от повествовательной модели, сложившейся под влиянием творчества В. Скотта. В романе "Анафема" обнаруживается прием, характерный и для более поздних романов К. Каштелу Бранку, действие которых отнесено в прошлое: изображение материальной культуры сводится к минимуму, но значительное внимание уделяется реконструкции исторического фона эпохи. В дальнейшем эта тенденция приведет К. Каштелу Бранку к разработке в 1870-е гг. модели историко-психологического романа.
Первоначально роман публиковался в периодической печати, однако при том, что большинство глав имеет почти одинаковый объем, величина глав с 18-й по 20-ю превосходит прочие в 4–6 раз. Каждая глава представляет собой замкнутый в содержательном отношении фрагмент повествования, при этом намеченные в начале сюжетные линии развиваются на протяжении романа независимо друг от друга, сходясь воедино лишь в финальных главах. Возможно, что композиция "Анафемы" свидетельствует о косвенном влиянии на К. Каштелу Бранку идей иенского романтизма.
Диалоги в романе выстроены в форме динамического обмена краткими репликами. Этот тип диалога, создающий эффект присутствия читателя при эмоционально насыщенных сценах, впоследствии станет преобладающим в прозе  К. Каштелу Бранку.
Определенный интерес представляют взаимоотношения между повествователем и адресатом в "Анафеме". В романе присутствует экзегетический нарратор, т.е. повествователь, выступающий в качестве субъекта повествования, что характерно для первого периода творчества К. Каштелу Бранку (1850-1861 гг.).
Также следует упомянуть об отчетливо выраженной романтической иронии, которая реализуется в "Анафеме" преимущественно на лексическом уровне. Хотя отдельные примеры использования данной эстетической категории ранее встречались в португальской прозе XIX в., фактически ее первооткрывателем стал К. Каштелу Бранку.  
 В целом созданная в "Анафеме" модель повествования опиралась на традиции французской прозы позднего романтизма, но в португальской литературе данное произведение становится первым романтическим романом нового типа.