Концептуальные метафоры и катафатическое богословие
Сергей Викторович Чебанов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
193
2022-03-16
16:25 -
16:45
Ключевые слова, аннотация
Концептуальная
метафора; катафатическое богословие; концепт; неопределяемое понятие;
аксиоматика; категории
Тезисы
Дж. Лакоффом и его
коллегами по когнитивной семантике показано, что значительная часть лексики
естественного языка обозначает не понятия логики (с дефинициями, выделенными
существенными признаками, разными классами несущественных признаков, родовидовыми
отношениями), а концепты с нечёткими свойствами (задаются толкованиями - иногда
очень развёрнутыми, определяются не отдельными признаками, а их типовыми
сочетаниями, характеризуются выделением центра и периферии, складывают
идеализированные когнитивные модели, с разными типами организации). Концептами являются
наиболее общие категории специализированных областей знания (так, "неопределяемое
понятие" в аксиоматических системах - точка в геометрии Эвклида - концепт).
Концептуальные метафоры
(КМ) - значительная часть концептов, используемые для описания реалий не с
помощью специфических для них средств, а метафорически. При этом требуется
сохранение "когнитивной топологии" - подобие отношений между
задаваемыми КМ компонентами сферы-источника и сферы-мишени. При такой трактовке
границы обычной и КМ размыты.
Среди КМ можно выделить
радикально-концептуальные метафоры (РКМ), представляющие сферу-источник с
неизвестными или непостижимыми свойствами. Таковы метафоры передающие происходящее
со временем - оно идёт, течёт, бежит, тянется, длится, несётся, летит...
Философы, физики, астрономы, геологи, психологи, биологи не могут сказать, что
происходит со временем. Описания времени иногда подменяются метонимически с ним
связанным описанием измеряющих его часов (так, выражение "время течёт"
связано с водяными часами). Подобным образом только РКМ описают то, что
происходит с дождём или снегом.
РКМ необходимы для областей
знания, в которых отсутствует самостоятельная (не опосредованная) эмпирическая
база. Так, ароматы кварков (странность, очарование, прелесть и истинность)
в квантовой физике - РКМ.
Такой областью является
и богословие. Апофатическое богословие строится на отрицании всех определений божественного, катафатическое исходит из того,
что «то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество
Его, но то, что относится к естеству» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение
православной веры. Кн. 1 гл. IV), поскольку "Мы видим [Бога] как бы сквозь тусклое стекло, гадательно"
(1Кор.13:12).
Это дает основания говорить о том, что катафатическое богословие построено на
РКМ (ср. в §1 гл. 2 говорится о создания трактата "О небесной
иерархии" для того, "чтобы мы не представляли грубо, подобно
невеждам, небесных и Богоподобных умных сил, имеющими много ног и лиц, носящими
скотский образ волов или звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов, или с
птичьими перьями"). Учитывать это нужно чтобы не порождать сентенций
типа "Гагарин летал на небо и Бога не увидел", обнаруживающих
необразованность атеистов.