50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Духовный стих «О разорении скитов» в современной народной старообрядческой картинке на Енисее

Екатерина Васильевна Быкова
Докладчик
доцент
Вятский государственный университет

201
2022-03-18
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Лубок,народная картинка,старообрядцы,духовный стих,скиты Дубчеса, рукописная книга


Тезисы


В  экспедициях в старообрядческие общины на Енисее в 2017-2021 гг. были зафиксированы и оцифрованы настенные листы и живописные картины, написанные  на  сюжет из истории часовенного согласия – разорение енисейских скитов на Дубчесе в 1951 г., об аресте и гибели о.Симеона, духовного учителя и руководителя скитских поселений. Лубочная картинка с текстом духовного стихом "О разорении скитов" выполняет функцию сохранения и трансляции исторической памяти внутри староверческих общин часовенных.  Эти настенные листы были создана в 80-е годы XX века и сегодня помещаются в моленных как напоминание о трагических событиях в истории. Органичное соединение на одном листе иллюстрации и текста позволило удовлетворить не только эстетические потребности, но и познавательные, с элементами эмоционально-психологического воздействия. «А пустыня как вдовица стоняще плакала вдовства, или как юная девица о рузлучении отца». «Плачи пустыни» содержатся в покаянных и духовных  стихах, сборники которых в изобилии представлены в рукописной традиции старообрядцев-беспоповцев на Енисее. Как и многим произведениям старообрядческой письменности, этим сочинениям присущ жанровый синкретизм. В тексте используется литературный прием, когда автор ведет повествование от лица одного из персонажей.  В представленном стихотворении, в нижнем поле картинки, «плач пустыни» подобно древнерусским книжным плачам посвящается конкретному «земному» человеку о.Симеону, предметом скорби становится разоряемая пустынь и участь Церкви в «последние времена». Образ гонимой Церкви, пустыни как последнего ее приюта и как райского топоса нашли воплощения в стихотворной форме через переживания о.Симеона:«Стоял, он долго тихо плакал, медленно спускался плот, и вот любезная пустыня скрылася за поворот. Он тужил, чтоб не остались, которы близкие ему, и на пути не заплутали к Иерусалиму горнему…».  В представленном стихе совмещается книжная и фольклорная традиция. Это порождает  архетипический потенциал образной системы и обеспечивает  «память жанра» и, как следствие, - продуцирование текстов, сохраняющие древнерусские традиции. Такая синкретичная форма соответствует явлению, которое М.Ю.Лотман охарактеризовал как "фольклор письменности и письменность фольклора" и "выполняет роль резервуара, в котором обе эти группы текстов обмениваются ценностями". Текст стихотворения существовал исключительно в письменной форме, и  не имеет продолжения в устной и музыкальной традиции. Картинка как книжная иллюстрация выполнена в реалистической манере, визуальные образы соответствуют  фотографиям из следственных дел по детализации изображения.Манера наивного художника близка детскому рисунку.Текст наполнен современной, конфессиональной, древнерусской и диалектной лексикой, что делает понятным его содержание для единоверцев.