50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Взаимодействие локативных аффиксов с семантикой основы в адыгейском языке

Дарья Александровна Рыжова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ирина Гаруновна Багирокова
Докладчик
доцент
Институт языкознания РАН; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

184
2022-03-23
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

адыгейский язык; лексическая семантика; локативные аффиксы; композициональность; аппликатив

Тезисы

В адыгейском языке есть две серии локативных аффиксов: префиксы и суффиксы. Их сочетаемость с глагольными основами не всегда предсказуема, а кроме того, некоторые из них развивают не-пространственные значения (Берсиров 2001: 160-171). Дистрибуция этих аффиксов в грамматиках совсем не обсуждается, а набор дополнительных значений задается просто списком, без условий реализации каждого из них (см., например, Рогава, Керашева 1966, Smeets 1984).
Мы предлагаем другой взгляд на семантику локативных показателей и исследуем их взаимодействие с лексической семантикой основ, к которым они присоединяются. Мы выбираем однородные лексические группы (семантические поля), изучаем особенности семантики входящих в эти группы слов, а затем, путем сплошного анализа корпусных данных, выясняем, c какими локативными аффиксами они сочетаются, и к каким новым значениям эти сочетания приводят.К настоящему моменту мы рассмотрели несколько семантических полей: глаголы позиции (‘сидеть’, ‘стоять’, ‘лежать’, ‘висеть’), перемещения (‘падать’) и каузированного перемещения (‘бросать’, ‘ронять’), а также несколько лексических классов, в семантику которых входят компоненты локализации и перемещения, но не являются для них основными (‘искать’, ‘прятать’, ‘менять’, ‘мешать’).
На этом материале видно, что есть несколько ступеней взаимодействия между семантикой локативных аффиксов и основ, к которым они присоединяются:
·  композициональность (tje-ʒe- LOC-бросать “бросать на поверхность чего-л.”, šxə- “есть” => xe-šxə-č̣ʼə LOC-есть-EL “выгрызть”);
·  сдвиг значения у аффикса под воздействием семантики основы (ʁebəλə- “прятать” => xe-ʁebəλə-č̣ʼə- LOC-прятать-EL “припрятать, спрятать часть”: показатель элатива - č̣ʼə - приобретает партитивное значение, ср. русск. уехать из города => взять одно из яблок);
·  разные степени лексикализации: за сочетанием аффикса и основы закрепляется лексическое значение (λə-χʷə- LOC-становиться “искать”, ze-ble-χʷə- REC.IO-LOC-становиться “менять”), причем семантика основы на синхронном уровне может быть вообще не интерпретируема в отрыве от аффикса (ʔʷə-č̣ʼe- LOC-? “встречать”). Кроме того, в некоторых случаях аффикс теряет свойства аппликатива и не индексирует никакого участника, см. (1).
  1. se-rjə s-jə-senehat s-je-ɡʷəpšəse-ze, s-e-λə-χʷe
    я-ADD 1SG.IO-POSS-профессия 1SG.ABS-DAT-думать-CNV 1SG.ABS-DYN-LOC-становиться
    ‘Я тоже, когда думаю о своей профессии, ищу (выбираю).’ (корпус)
 В докладе мы рассмотрим подробнее каждый из этих случаев.

Библиография
Берсиров Б. М. Структура и история глагольных основ в адыгских языках. Майкоп: ГУРИПП Адыгея, 2001.
Рогава Г. В., З. И. Керашева. Грамматика адыгейского языка. Краснодар; Майкоп: Краснодарское книж. изд-во, 1966.
Smeets J. Studies in West Circassian phonology and morphology. Leiden: The Hakuchi Press, 1984.