Музыка как средство эмоционального обогащения драматического слова в пьесах Марина Држича
Марина Николаевна Дробышева
Докладчик
доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
онлайн
2022-03-16
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
музыка; образование; Ренессанс; ремарка; танец; песня; пастораль
Тезисы
Доклад посвящен проблемам связи литературы с
музыкальными видами искусства на примере творчества дубровницкого драматурга
Марина Држича (1508-1567).
За время учебы М. Држич получил музыкальное образование, являвшееся
важной составляющей формирования личности в эпоху Возрождения. «Музыка
(modulationis usus) имеет большое значение для спокойствия души и обуздания
страстей, поэтому познание этой дисциплины достойно свободного ума», — так
характеризовал ее в своем трактате «О благородных нравах и свободных началах»
Пьер-Паоло Верджерио (1402).
Музыка была важной составляющей городской жизни Дубровника.
Ренессансный город привлекал музыкантов со всего света: как германских и
итальянских, так и французских, и фламандских, а также из Испании, Греции,
Албании, из хорватских городов, таких как Сень, Загреб, Меткович, Корчула. И,
конечно, на улицах, как и сегодня, в XXI в., можно было встретить танцующих и
музицирующих дубровчан.
М. Држич свободно играл на лютне, флейте, виоле, контрабасе,
кларнете и клавикордах. О том, что драматург владел разными музыкальными
инструментами, Мавро Ветранович упоминает и перечисляет их в своем
стихотворении – “Na priminutje Marina Držića Dubrovčanina, tužba” («Истек срок
Марина Држича, дубровчанина, жалоба»): “Svirao na svim vrstima glazbala”
(«Играл на всех видах инструментов»). В своих пасторальных драмах и комедиях Марин
Држич не мог обойти музыку стороной. Музыка занимала важное место в
произведениях драматурга, которые были скомпонованы по музыкальному принципу. В
его пасторалях встречаются танцевально-музыкальные элементы, например танец
вил под орешником в «Тирене», а в других пьесах мы находим вокально-песенные
номера (например, в «Дундо Марое» – итальянские канцоны, а в «Венере и
Адонисе» – как вокальные, так и песенные). Первый пролог пасторальной пьесы «Грижула, или
Плакир» произносит Небесная Слава – символ природных устремлений ренессансного
человека, который олицетворяет триумф интеллекта над глупостью, способного
человека-virtu над людьми дурными – людьми «нахвао». Этот монолог напоминает
традиционное начало приказаний (славянских мистерий), в которых ангел обращался
к прихожанам, сообщая основные события произведения. Далее в тексте пьесы
следует ремарка: «За наслаждением звучит музыка» (“Za ovjeziem se muzika
kanta”), в которой употреблён итальянский глагол сantare. Будучи органистом, М.
Држич, создавая этот монолог Небесной славы, пытался показать торжественность
момента, включив в действие пьесы музыкальный номер, звучание которого было
подобно органу. Драматург в своём творчестве стремился передать специфику
самобытной народной культуры, поэтому включил в него богатырское боевое
танцевально-драматическое действо — морешку (пасторальная драма «Тирена»).