50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Музыка как средство эмоционального обогащения драматического слова в пьесах Марина Држича

Марина Николаевна Дробышева
Докладчик
доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

онлайн
2022-03-16
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

музыка; образование; Ренессанс;  ремарка; танец;  песня; пастораль

Тезисы

Доклад посвящен проблемам связи литературы с музыкальными видами искусства на примере творчества дубровницкого драматурга Марина Држича (1508-1567). За время учебы М. Држич получил музыкальное образование, являвшееся важной составляющей формирования личности в эпоху Возрождения. «Музыка (modulationis usus) имеет большое значение для спокойствия души и обуздания страстей, поэтому познание этой дисциплины достойно свободного ума», — так характеризовал ее в своем трактате «О благородных нравах и свободных началах» Пьер-Паоло Верджерио (1402). Музыка была важной составляющей городской жизни Дубровника. Ренессансный город привлекал музыкантов со всего света: как германских и итальянских, так и французских, и фламандских, а также из Испании, Греции, Албании, из хорватских городов, таких как Сень, Загреб, Меткович, Корчула. И, конечно, на улицах, как и сегодня, в XXI в., можно было встретить танцующих и музицирующих дубровчан. М. Држич свободно играл на лютне, флейте, виоле, контрабасе, кларнете и клавикордах. О том, что драматург владел разными музыкальными инструментами, Мавро Ветранович упоминает и перечисляет их в своем стихотворении – “Na priminutje Marina Držića Dubrovčanina, tužba” («Истек срок Марина Држича, дубровчанина, жалоба»): “Svirao na svim vrstima glazbala” («Играл на всех видах инструментов»). В своих пасторальных драмах и комедиях Марин Држич не мог обойти музыку стороной. Музыка занимала важное место в произведениях драматурга, которые были скомпонованы по музыкальному принципу. В его пасторалях встречаются танцевально-музыкальные элементы, например танец вил под орешником в «Тирене», а в других пьесах мы находим вокально-песенные номера (например, в «Дундо Марое» – итальянские канцоны, а в «Венере и Адонисе» – как вокальные, так и песенные). Первый пролог пасторальной пьесы «Грижула, или Плакир» произносит Небесная Слава – символ природных устремлений ренессансного человека, который олицетворяет триумф интеллекта над глупостью, способного человека-virtu над людьми дурными – людьми «нахвао». Этот монолог напоминает традиционное начало приказаний (славянских мистерий), в которых ангел обращался к прихожанам, сообщая основные события произведения. Далее в тексте пьесы следует ремарка: «За наслаждением звучит музыка» (“Za ovjeziem se muzika kanta”), в которой употреблён итальянский глагол сantare. Будучи органистом, М. Држич, создавая этот монолог Небесной славы, пытался показать торжественность момента, включив в действие пьесы музыкальный номер, звучание которого было подобно органу. Драматург в своём творчестве стремился передать специфику самобытной народной культуры, поэтому включил в него богатырское боевое танцевально-драматическое действо — морешку (пасторальная драма «Тирена»).