50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Грезящее сознание в фильмах Евгения Бауэра

Иннокентий Яковлевич Урупин
Докладчик
научный сотрудник
Констанцский университет

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-16
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

русское дореволюционное кино; фотогения; экранизация; кино и литература; мелодрама

Тезисы

В докладе будут рассмотрены медиологический и семиотический аспекты обращения Евгения Бауэра (1865-1917) к сюжету о воскрешении возлюбленной (фильмы «Грезы» (1915), «После смерти» (1915)). Попытка проследить, в какой мере и какими средствами грезы персонажей оформляют отмену смерти, будет предпринята в следующих трех преломлениях:
1) работа письменных языковых знаков (опорные литературные тексты Евгения Бауэра: «Мертвый Брюгге» (1892) Ж. Роденбаха и «Клара Милич» (1883) И. Тургенева; мотив чтения), литературная vs. кинематографическая образность;
2) проблема фотохимического метексиса (мотив субституирования мертвеца фотокарточкой и стереоскопией), фотография как смерть vs. как живая память;
3) киногреза как сбой vs. гиперболизация фотографического принципа  (ложное узнавание как пародия на воскресение vs. поглощение всего мира фотографией), вопрос о релевантности ‚портретного сходства‘.
Для уточнения параметров зрительного сбоя, встраиваемого фильмом в восприятие грезящих персонажей, в докладе будет также затронута последняя картина Бауэра «За счастьем» (1917), где неприемлемое отношение героини к заместителю мертвого отца влечет за собой ее наказание не только метафорическим, но и физическим ослеплением.