Грезящее сознание в фильмах Евгения Бауэра
Иннокентий Яковлевич Урупин
Докладчик
научный сотрудник
Констанцский университет
Констанцский университет
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-16
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
русское дореволюционное кино; фотогения; экранизация; кино
и литература; мелодрама
Тезисы
В докладе будут
рассмотрены медиологический и семиотический аспекты обращения Евгения Бауэра (1865-1917)
к сюжету о воскрешении возлюбленной (фильмы «Грезы» (1915), «После смерти» (1915)).
Попытка проследить, в какой мере и какими средствами грезы персонажей оформляют
отмену смерти, будет предпринята в следующих трех преломлениях:
1) работа
письменных языковых знаков (опорные литературные тексты Евгения Бауэра: «Мертвый Брюгге»
(1892) Ж. Роденбаха и «Клара Милич» (1883) И. Тургенева; мотив чтения), литературная
vs. кинематографическая
образность;
2) проблема фотохимического
метексиса (мотив субституирования мертвеца фотокарточкой и стереоскопией),
фотография как смерть vs. как живая память;
3) киногреза как
сбой vs.
гиперболизация фотографического принципа (ложное узнавание как пародия на воскресение vs. поглощение всего
мира фотографией), вопрос о релевантности ‚портретного сходства‘.
Для уточнения параметров зрительного сбоя, встраиваемого
фильмом в восприятие грезящих персонажей, в докладе будет также затронута последняя
картина Бауэра «За счастьем» (1917), где неприемлемое отношение героини к заместителю
мертвого отца влечет за собой ее наказание не только метафорическим, но и
физическим ослеплением.