50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Своеобразие репрезентации концепта EVENT в искусствоведческом дискурсе

Елизавета Георгиевна Хомякова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн заседание
2022-03-18
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

опосредованная оценка; искусствоведческий дискурс; социум; культура; картина мира; концепт EVENT

Тезисы

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00276
Концепт EVENT относится к числу внеязыковых категорий, которые находят отражение в насыщенной событиями картине мира индивида и социума, актуализируясь  в  языковом пространстве. Традиционно процедура языковой репрезентации концепта осуществляется в ходе речевой деятельности, когда наблюдается тесное взаимодействие процессов номинации и коммуникации, вне зависимости от того идет речь о диалогических или монологических построениях. Описывая воспринимаемое событие на уровне предложения и текста говорящий помещает его в контекст своих эмотивно-оценочных реакций и ценностных характеристик, которые возникают в результате восприятия и оценки увиденного на основе имеющихся у него знаний и опыта, что отражается в научной литературе триадой  Перцепция – Рефлексия – Язык. Особая, на наш взгляд, значимость  объективации концепта EVENT проявляется в текстах, представляющих собой определенную разновидность дискурса, которую можно было бы обозначить как «критический дискурс». В таком дискурсе реализуется наиболее широкое толкование концепта EVENT,  поскольку говорящий в своей оценке события исходит не из того, каким образом он  сам  непосредственно воспринимает и оценивает  окружающий его мир и происходящие в нем события,  а основывается  на том, как он может оценить  то, что уже было создано в результате  креативной деятельности его предшественников в области культуры, науки и искусства. Таким образом, в проведенном исследовании речь идет о сложном опосредованном  многоуровневом процессе отражения в тексах «критического дискурса» оценки того, как автор произведения   передает в своей работе собственное  восприятие  и понимание действительности.  Данный вид «опосредованной критической оценки», который   можно было бы охарактеризовать как «оценка оценки» наиболее эксплицитно представлен в искусствоведческих текстах, в которых эксперты оценивают насколько, по их мнению, создатель произведения искусства достоверно и правдиво передает картину окружающего его мира.  Именно искусствоведческий дискурс, таким образом, предоставляет лингвисту наибольшие основания для изучения своеобразия репрезентации и функционирования в языке репрезентации концепта EVENT с учетом    «опосредованной оценки» и особенностей социо-культурологической принадлежности эксперта, выступающего  ее субъектом. Лингвокультурологический анализ языка искусствоведческих текстов в процессе проведенного  исследования проводился на материале англоязычных искусствоведческих текстов, посвященных работам советских художников, созданных в период Оттепели.