Своеобразие репрезентации концепта EVENT в искусствоведческом дискурсе
Елизавета Георгиевна Хомякова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн заседание
2022-03-18
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
опосредованная оценка; искусствоведческий дискурс;
социум; культура; картина мира; концепт EVENT
Тезисы
Исследование выполнено
при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00276
Концепт EVENT относится к числу внеязыковых
категорий, которые находят отражение в насыщенной событиями картине мира
индивида и социума, актуализируясь в языковом пространстве. Традиционно процедура языковой
репрезентации концепта осуществляется в ходе речевой деятельности, когда наблюдается
тесное взаимодействие процессов номинации и коммуникации, вне зависимости от
того идет речь о диалогических или монологических построениях. Описывая
воспринимаемое событие на уровне предложения и текста говорящий помещает его в
контекст своих эмотивно-оценочных реакций и ценностных характеристик, которые
возникают в результате восприятия и оценки увиденного на основе имеющихся у
него знаний и опыта, что отражается в научной литературе триадой Перцепция – Рефлексия – Язык.
Особая, на наш взгляд,
значимость объективации концепта EVENT проявляется
в текстах, представляющих собой определенную разновидность дискурса, которую можно
было бы обозначить как «критический дискурс». В таком дискурсе реализуется наиболее
широкое толкование концепта EVENT,
поскольку говорящий в своей оценке
события исходит не из того, каким образом он сам непосредственно
воспринимает и оценивает окружающий его мир
и происходящие в нем события, а основывается на том, как он может оценить то, что уже было создано в результате креативной деятельности его предшественников в
области культуры, науки и искусства.
Таким образом, в
проведенном исследовании речь идет о сложном опосредованном многоуровневом процессе отражения в тексах
«критического дискурса» оценки того, как автор произведения передает в своей работе собственное восприятие и понимание действительности. Данный вид «опосредованной критической оценки»,
который можно было бы охарактеризовать
как «оценка оценки» наиболее эксплицитно представлен в искусствоведческих
текстах, в которых эксперты оценивают насколько, по их мнению, создатель
произведения искусства достоверно и правдиво передает картину окружающего его мира.
Именно искусствоведческий дискурс, таким
образом, предоставляет лингвисту наибольшие основания для изучения своеобразия репрезентации
и функционирования в языке репрезентации концепта EVENT с
учетом «опосредованной оценки» и особенностей
социо-культурологической принадлежности эксперта, выступающего ее субъектом.
Лингвокультурологический
анализ языка искусствоведческих текстов в процессе проведенного исследования проводился на материале
англоязычных искусствоведческих текстов, посвященных работам советских художников,
созданных в период Оттепели.