Повседневные и ритуальные функции декоративного растения Cordyline fruticosa
Мария Владимировна Станюкович
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН
201
2022-03-19
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Ритуал, этноботаника, священные растения, декоративные растения, австронезийские языки, Филиппины, Нусантара, островная Юго-Восточная Азия
Тезисы
Это декоративное
растение, происходящее из Южных морей, имеет множество разновидностей. За
пределами родины оно используется как комнатное и как садовое. Так, в Англии кордилину
считают украшением местных «тропических садов» за красоту и зимостойкость:
зеленые разновидности выдерживают кратковременные заморозки до -10-15 C. В качестве комнатного растения чаще используются
теплолюбивые разновидности с яркими листьями, сочетающими оттенки красного,
алого, рдяного, багрового и зеленого, иногда с белым. В тропиках эти разновидности
широко используются в городском озеленении. Некоторые виды кордилины могут
вырастать в мощные пальмообразные деревья, даже купы деревьев с множеством
стволов, однако в городе чаще всего встречаются одиночные невысокие (меньше
человеческого роста) растения с пышной огненно-красной листвой, их высаживают в
садах и парках точечно, как яркое цветовое пятно, не давая разрастаться. Такое
декоративное использование кордилины – нововведение для стран австронезийского
ареала. В Нусантаре, то есть в островной Юго-Восточной Азии (на Филиппинах, в
Индонезии и Малайзии), а также в Океании это растение известно издревле и
обладало высочайшим семиотическим статусом.
Алый цвет листьев
делает растение очень заметным на фоне тропической зелени, что помогает
использовать его как маркер. Определяющим для культурного кода является связь
растения с символикой крови – мощного магического средства, символа жертвоприношения
и охоты за головами. Считается, что дикорастущая Cordyline fruticose вырастает там, где пролилась кровь. Кордилина отмечает
границы - физические (напр., границу поля, подтверждая права собственности на
землю) или ритуальные (напр., связанные побеги кордилины, перекрывающие тропу,
запрещали вход в деревню на время изоляции, связанной с обрядами жизненного цикла
человека и сельскохозяйственного цикла) и маркирует сакральные места. Регулярная
жертвенная пирамида коренных народов Юго-Восточной Азии включает в себя базовый
уровень бескровных жертв (компоненты бетельной жвачки, рисовая брага,
домотканая одежда и украшения) и более высокий уровень кровных жертв с тремя ярусами:
курица, свинья и водяной буйвол. У анимистов, коренных народов Нусантары, охапка
веток кордилины отмечает алтарь, место жертвоприношения с пролитием крови. Анализ
терминов, используемых для обозначения этого растения в австронезийских языках
Юго-Восточной Азии и Океании, позволяет считать самые распространенные названия
рефлексами протоавстронезийских форм (PAN) *siRi («кустарник красного цвета») и
(PAN) *kilala, «сакральное знание» (знание, не добываемое научением, а
получаемое свыше) (Robert Blust and Stephen Trussel Austronesian Comparative Dictionary/Cognate Sets https://www.trussel2.com/acd/acd-s_s1.htm#si; https://www.trussel2.com/acd/acd-s_k.htm#ki).