50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Повседневные и ритуальные функции декоративного растения Cordyline fruticosa

Мария Владимировна Станюкович
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН

201
2022-03-19
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Ритуал, этноботаника, священные растения, декоративные растения, австронезийские языки, Филиппины, Нусантара, островная Юго-Восточная Азия




Тезисы

Это декоративное растение, происходящее из Южных морей, имеет множество разновидностей. За пределами родины оно используется как комнатное и как садовое. Так, в Англии кордилину считают украшением местных «тропических садов» за красоту и зимостойкость: зеленые разновидности выдерживают кратковременные заморозки до -10-15 C. В качестве комнатного растения чаще используются теплолюбивые разновидности с яркими листьями, сочетающими оттенки красного, алого, рдяного, багрового и зеленого, иногда с белым. В тропиках эти разновидности широко используются в городском озеленении. Некоторые виды кордилины могут вырастать в мощные пальмообразные деревья, даже купы деревьев с множеством стволов, однако в городе чаще всего встречаются одиночные невысокие (меньше человеческого роста) растения с пышной огненно-красной листвой, их высаживают в садах и парках точечно, как яркое цветовое пятно, не давая разрастаться. Такое декоративное использование кордилины – нововведение для стран австронезийского ареала. В Нусантаре, то есть в островной Юго-Восточной Азии (на Филиппинах, в Индонезии и Малайзии), а также в Океании это растение известно издревле и обладало высочайшим семиотическим статусом. Алый цвет листьев делает растение очень заметным на фоне тропической зелени, что помогает использовать его как маркер. Определяющим для культурного кода является связь растения с символикой крови – мощного магического средства, символа жертвоприношения и охоты за головами. Считается, что дикорастущая Cordyline fruticose вырастает там, где пролилась кровь. Кордилина отмечает границы - физические (напр., границу поля, подтверждая права собственности на землю) или ритуальные (напр., связанные побеги кордилины, перекрывающие тропу, запрещали вход в деревню на время изоляции, связанной с обрядами жизненного цикла человека и сельскохозяйственного цикла) и маркирует сакральные места. Регулярная жертвенная пирамида коренных народов Юго-Восточной Азии включает в себя базовый уровень бескровных жертв (компоненты бетельной жвачки, рисовая брага, домотканая одежда и украшения) и более высокий уровень кровных жертв с тремя ярусами: курица, свинья и водяной буйвол. У анимистов, коренных народов Нусантары, охапка веток кордилины отмечает алтарь, место жертвоприношения с пролитием крови. Анализ терминов, используемых для обозначения этого растения в австронезийских языках Юго-Восточной Азии и Океании, позволяет считать самые распространенные названия рефлексами протоавстронезийских форм (PAN) *siRi («кустарник красного цвета») и (PAN) *kilala, «сакральное знание» (знание, не добываемое научением, а получаемое свыше) (Robert Blust and Stephen Trussel Austronesian Comparative Dictionary/Cognate Sets https://www.trussel2.com/acd/acd-s_s1.htm#si; https://www.trussel2.com/acd/acd-s_k.htm#ki).