Роман «Обещание на рассвете» Ромена Гари как способ совершенствования в себе эмоционального интеллекта (EQ)
Ирина Леонидовна Анастасьева
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
18:30 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Ромен Гари; «Обещание на рассвете»; проблема эмоционального интеллекта (EQ), Московский драматический театр имени А. С. Пушкина; копинг-стратегии.
Тезисы
В Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина уже несколько лет успешно идет спектакль «Обещание на рассвете», поставленный молодым режиссером Алексеем Кузминым-Тарасовым по мотивам автобиографического романа французского писателя российско-польско-еврейского происхождения Ромена Гари – Романа Лейбовича Кацева. Отрадно, что постановка вызвала сочувствие у зрителей, давших восторженные отзывы как о самом о спектакле, так и об игре актеров – Александры Урсуляк и Андрея Заводюка. Исполнители главных ролей сумели точно передать общее настроение произведения – желание автора подчеркнуть безграничность любви матери к сыну. Как ни странно, точному попаданию в образ поспособствовало, помимо всего прочего, и то обстоятельство, что А. Заводюк, играющий роль сына, намного старше А. Урсуляк, исполнительницы роли матери. Находка режиссера придала сюжету внеисторический, вневременной смысл, подчеркнув величие и беспредельность материнского чувства. Коррелируя в этом отношении друг с другом, далее роман и спектакль расходятся, и доказательство тому – зрительские отзывы, трактовка сюжета, данная ими. Основной акцент в театральной постановке был сделан на жертвенности матери, не пожелавшей устраивать собственную судьбу, думавшей исключительно о благе ребенка, его будущей карьере, о его наградах и успехе у женщин, о его подвигах и достижениях. Но ирония, пронизывающая монологи героя, все же не передает всецело идеи писателя: это разговор и об эгоистичности материнской любви, ибо она опутывает, сковывает героя (и самого автора), не позволяет свободно вздохнуть, не думать о ней хотя бы минуту в течение дня. Безусловно, подпитывающая творческие силы Ромена Гари всю его жизнь, эта любовь стала причиной самоубийства писателя, в чем он признался в предсмертной записке. И сама книга, и спектакль, поставленный по роману, могут помочь выработке когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, используемых человеком в стрессовой ситуации, то есть обретению копинг-стратегий, объединяющих понятия когнитивных и эмоциональных функций, которые формируются психологами, восстанавливающими эмоциональный интеллект пациента. Люди могут и должны испытывать естественную зависимость от родителей, чувство привязанности к ним, благодарность членам семьи, при этом эмоции не должны иметь искаженно-гипертрофированных форм, только при этом условии можно говорить о здоровом взаимодействии человека с социумом. Когда же родитель демонстрирует постоянные колебания психологического состояния, то он – незаметно для себя – стремится избавиться от стресса за счет другого человека (чаще всего – ребенка), делая его психологически зависимым, о чем и пойдет речь в выступлении.