50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Фонетический аспект работы с текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (основной и продвинутый этапы обучения)

Светлана Александровна Дерябина
Докладчик
доцент
Российский университет дружбы народов

25 (онлайн, МСТимз)
2022-03-18
16:30 - 16:45

Ключевые слова, аннотация

фонетизация, фонетическая разметка, фонетические навыки, русский язык как иностранный.

Тезисы

На основном и продвинутом этапах обучения студент должен пройти путь от достаточно чёткого произношения, в котором может ощущаться иностранный акцент (В1-В2) к овладению естественным произношением с незначительным акцентом (С1), научиться использовать весь спектр фонологических функций с высоким уровнем контроля ритмической организации речи (С2) [4]. Достижение описанных результатов требует организации работы по совершенствованию фонетических навыков, сформированность которых связана с пониманием, запоминанием и программированием высказывания на иностранном языке. Фонетическая система русского языка имеет сложную для усвоения иностранцами организацию, обусловленную особенностями артикуляционной базы русского языка на уровне произношения отдельных звуков и их сочетаний, ритмики русского слова и мелодики звучащей речи. Работа с текстом занимает центральное место при обучении иностранному языку, он является «исходной и конечной единицей обучения» [1]. Традиционно работа с текстом на занятиях по иностранному языку включает три этапа: предтекстовый, притекстовый и послетекстовый. С точки зрения заданий по совершенствованию фонетических навыков для основного и продвинутого этапов обучения можно выделить такие виды работы в современном образовательном пространстве, как: прослушивание аудиозаписи отдельных слов, словосочетаний и предложений текста, определение места ударения в прослушанных словах (предтекстовая работа); прочтение текста с опорой на его фонетическую разметку, прослушивание аудиозаписи текста при прочтении (притекстовая работа); выполнение фонетической разметки текста, подготовка выразительного чтения фрагмента текста с опорой на его фонетическую разметку (послетекстовая работа). Задания на прослушивание и определение ударного слога могут сопровождаться QR кодами, отсылающими к аудиозаписям. Представление текста в электронном формате может быть дополнено фонетической разметкой, позволяющей «зафиксировать внимание на фонемах и их модификациях, акцентуации или транскрибировании интонационного контура» [3]. Обращение внимание на корректность фонетической стороны речи в процессе обучения иностранному языку в методике преподавания русского языка получило название «фонетизация» [2]. Организация такой работы на основном и продвинутом этапах может дополнять работу с текстом, определяется особенностями отдельной группы, требует от преподавателя фонетической грамотности.
Литература
1. Акишина A.A., Каган O.E. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. М.: 2009.
2.
Галеева М.М. Фонетический аспект в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе обучения: тексты лекций. М.: 1984.
3.
Любимова Н.А. Лингвистические основы обучения артикуляции русских звуков: постановка и коррекция. М.: 2019.
4. 
www.coe.int/lang-cefr.