50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Учителя и ученики: поэма Шарля Пеги «Ева» и роман Алена-Фурнье «Большой Мольн» - двойная преемственность

Екатерина Александровна Кондратьева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

190 ZOOM
2022-03-21
10:50 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

Ален-Фурнье, Шарль Пеги, «Ева», «Большой Мольн», преемственность, духовность, система персонажей, метафизика 

Тезисы

Знакомство двух авторов – поэта, мыслителя, публициста, издателя Шарля Пеги (1873-1914) и писателя, критика Алена-Фурнье (1886-1914) состоялось в 1910 году, но было предвосхищено сближением их творческих, издательских кругов – мира «Нового Французского Обозрения» и «Двухнедельных Тетрадей». К моменту встречи оба уже знают друг друга по литературным и публицистическим произведениям: Пеги, возможно, читал опубликованные в периодике короткие прозаические тексты Алена-Фурнье, а Фурнье не только с интересом и воодушевлением читает «Мистерию о милосердной любви Жанны д’Арк» и «Нашу молодость», но и отмечает значение социальной мысли Пеги и особенно его поэтическое, визионерское мировоззрение, которое позволяет приблизить к читателю запечатлеваемые им евангельские образы и истины. Невзирая на большие различия между ними (возраст, этапы развития творческой биографии), у литераторов немало общих источников вдохновения и общность понимания творчества. Сохранившаяся переписка между Пеги и Фурнье не очень обширна, но редкие письма отмечают дружеское, внимательное отношение в том числе и к творческой жизни двух авторов. Годы их знакомства совпадают и с драматическими личными переживаниями, формирующими их мысль и поэтику произведений. Именно в эти годы Ален-Фурнье создает окончательную редакцию романа «Большой Мольн», который увидел свет в 1913 году. В те же месяцы (июнь-декабрь 1913 г.), когда Пеги с глубоким чувством читает роман своего друга, он пишет собственное поэтическое произведение – длинную поэму «Ева», в которой сходятся библейская, историческая, профетическая темы. Если влияние встреч с Пеги, бесед с ним, его духовности и жизненной философии на Фурнье и его роман не подвергается сомнениям, то столь же возможно и обратное влияние – романа Алена-Фурнье на эпическую поэму его старшего товарища. Прежние исследования, посвященные параллелям между этими произведениями, делали упор на лексические и тематические заимствования Пеги у Фурнье. В настоящем докладе проводятся сближения между структурными особенностями текстов, системой основных персонажей: метафизическая, философская поэма Пеги складывается из отчасти сказочного, отчасти реалистичного повествования Фурнье о троих юношах и двух девушках, обретающих и теряющих друг друга. Происходит это во многом благодаря числовому коду персонажей обоих текстов. Раздробленное мужское начало в поэме Пеги собирается в едином образе Христа, в то время как единый женский образ Евы разделяется на фигуры двух святых – Женевьевы и Жанны д’Арк. Ощущение разделения и слияния мужского и женского миров заостряет еле уловимую границу между плотским и духовным началами, столь дорогую для обоих авторов, и делает особенно значимыми произведения, которые в судьбе обоих авторов, погибших на войне в 1914 году, оказались финальными.