Учителя и ученики: поэма Шарля Пеги «Ева» и роман Алена-Фурнье «Большой Мольн» - двойная преемственность
Екатерина Александровна Кондратьева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190 ZOOM
2022-03-21
10:50 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Ален-Фурнье, Шарль Пеги, «Ева», «Большой Мольн», преемственность,
духовность, система персонажей, метафизика
Тезисы
Знакомство двух авторов – поэта, мыслителя, публициста,
издателя Шарля Пеги (1873-1914) и писателя, критика Алена-Фурнье (1886-1914)
состоялось в 1910 году, но было предвосхищено сближением их творческих,
издательских кругов – мира «Нового Французского Обозрения» и «Двухнедельных
Тетрадей». К моменту встречи оба уже знают друг друга по литературным и
публицистическим произведениям: Пеги, возможно, читал опубликованные в
периодике короткие прозаические тексты Алена-Фурнье, а Фурнье не только с
интересом и воодушевлением читает «Мистерию о милосердной любви Жанны д’Арк» и «Нашу
молодость», но и отмечает значение социальной мысли Пеги и особенно его поэтическое,
визионерское мировоззрение, которое позволяет приблизить к читателю запечатлеваемые
им евангельские образы и истины. Невзирая на большие различия между ними (возраст,
этапы развития творческой биографии), у литераторов немало общих источников
вдохновения и общность понимания творчества. Сохранившаяся переписка между Пеги
и Фурнье не очень обширна, но редкие письма отмечают дружеское, внимательное
отношение в том числе и к творческой жизни двух авторов. Годы их знакомства совпадают
и с драматическими личными переживаниями, формирующими их мысль и поэтику
произведений. Именно в эти годы Ален-Фурнье создает окончательную редакцию
романа «Большой Мольн», который увидел свет в 1913 году. В те же месяцы
(июнь-декабрь 1913 г.), когда Пеги с глубоким чувством читает роман своего
друга, он пишет собственное поэтическое произведение – длинную поэму «Ева», в
которой сходятся библейская, историческая, профетическая темы. Если влияние
встреч с Пеги, бесед с ним, его духовности и жизненной философии на Фурнье и
его роман не подвергается сомнениям, то столь же возможно и обратное влияние –
романа Алена-Фурнье на эпическую поэму его старшего товарища. Прежние
исследования, посвященные параллелям между этими произведениями, делали упор на
лексические и тематические заимствования Пеги у Фурнье. В настоящем докладе проводятся
сближения между структурными особенностями текстов, системой основных
персонажей: метафизическая, философская поэма Пеги складывается из отчасти
сказочного, отчасти реалистичного повествования Фурнье о троих юношах и двух
девушках, обретающих и теряющих друг друга. Происходит это во многом благодаря
числовому коду персонажей обоих текстов. Раздробленное мужское начало в поэме
Пеги собирается в едином образе Христа, в то время как единый женский образ Евы
разделяется на фигуры двух святых – Женевьевы и Жанны д’Арк. Ощущение разделения
и слияния мужского и женского миров заостряет еле уловимую границу между плотским
и духовным началами, столь дорогую для обоих авторов, и делает особенно
значимыми произведения, которые в судьбе обоих авторов, погибших на войне в 1914
году, оказались финальными.