50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Англо-американские трансатлантические связи и параллели в прозе Вальтера Скотта и Вашингтона Ирвинга

Юлия Михайловна Барабанова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский Академический университет

190, MsTeams
2022-03-18
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

трансатлантические параллели, национальная идентичность, взаимовлияние


Тезисы

На протяжении всей колониальной истории Америки и в годы после обретения независимости продолжался культурный и литературный обмен между Британией и США. Литературные формы и жанры, пересекая Атлантику, образовывали единое литературное пространство и вступали в своего рода трансатлантический диалог. Интересным представляется случай взаимовлияния Вашингтона Ирвинга и Вальтера Скотта, писателей-современников, представителей разных культур — зарождающейся американской и уходящей в прошлое шотландской. Романы и поэзия Скотта на материале преданий и истории Шотландии, несомненно, повлияли на стремление Ирвинга найти источники формирующейся американской идентичности в истории США, а также в культурно-исторических связях Америки и Британии. Трансатлантический подход к американской истории (в случае Ирвинга, скорее, можно говорить о мифологии — сотворении «американского мифа») в полной мере реализуется в «Книге эскизов». Пересечение Атлантики, противопоставление американского пространства европейскому историческому времени, включение в общий нарратив британской истории, традиций и литературы, а также собственно американское прошлое — все это основные темы ирвинговского трансатлантизма. При этом сборник выстраивается на сопоставлении метрополии и периферии, национальных героев и характеров. Этот подход Ирвинга отражает взаимодействие британской и американской культур XVIII и начала XIX века, их переплетение и взаимодополнение. «Хроники Кэнонгейта» (1827) — единственный сборник короткой прозы Скотта — по словам самого автора, «можно рассматривать как своего рода подражание Вашингтону Ирвингу». Сравнительный анализ двух сборников позволяет выявить ряд сюжетных и тематических параллелей, а также схожих нарративных стратегий. В «Кэнонгейтских хрониках» Скотт использует структурно-жанровую модель Ирвинга (авторское обрамление повествования от лица вымышленного рассказчика, вставные истории, рассказанные другими персонажами) для того, чтобы исследовать аналогичные оппозиции в исторических взаимосвязях Англии и Шотландии. Наблюдается определенный тематический параллелизм двух сборников: столкновение и взаимосвязи культур, противопоставление «дикости» и «цивилизации», разных моральных кодексов (американских индейцев в очерках Ирвинга и шотландских горцев у Скотта). Сходства и различия авторских подходов свидетельствуют о формировании единого трансатлантического пространства англоязычной литературы.