Англо-американские трансатлантические связи и параллели в прозе Вальтера Скотта и Вашингтона Ирвинга
Юлия Михайловна Барабанова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский Академический университет
Санкт-Петербургский Академический университет
190, MsTeams
2022-03-18
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
трансатлантические параллели, национальная идентичность, взаимовлияние
Тезисы
На протяжении всей
колониальной истории Америки и в годы после обретения независимости продолжался
культурный и литературный обмен между Британией и США. Литературные формы и жанры,
пересекая Атлантику, образовывали единое литературное пространство и вступали в
своего рода трансатлантический диалог.
Интересным
представляется случай взаимовлияния Вашингтона Ирвинга и Вальтера Скотта, писателей-современников,
представителей разных культур — зарождающейся американской и уходящей в прошлое
шотландской. Романы и поэзия Скотта на материале преданий и истории Шотландии,
несомненно, повлияли на стремление Ирвинга найти источники формирующейся
американской идентичности в истории США, а также в культурно-исторических
связях Америки и Британии.
Трансатлантический
подход к американской истории (в случае Ирвинга, скорее, можно говорить о
мифологии — сотворении «американского мифа») в полной мере реализуется в «Книге
эскизов». Пересечение Атлантики, противопоставление американского пространства
европейскому историческому времени, включение в общий нарратив британской
истории, традиций и литературы, а также собственно американское прошлое — все
это основные темы ирвинговского трансатлантизма. При этом сборник выстраивается
на сопоставлении метрополии и периферии, национальных героев и характеров. Этот
подход Ирвинга отражает взаимодействие британской и американской культур XVIII и начала XIX века, их переплетение и взаимодополнение.
«Хроники Кэнонгейта»
(1827) — единственный сборник короткой прозы Скотта — по словам самого автора,
«можно рассматривать как своего рода подражание Вашингтону Ирвингу». Сравнительный анализ двух сборников позволяет выявить ряд
сюжетных и тематических параллелей, а также схожих нарративных стратегий. В
«Кэнонгейтских хрониках» Скотт использует структурно-жанровую модель Ирвинга
(авторское обрамление повествования от лица вымышленного рассказчика, вставные
истории, рассказанные другими персонажами) для того, чтобы исследовать
аналогичные оппозиции в исторических взаимосвязях Англии и Шотландии.
Наблюдается
определенный тематический параллелизм двух сборников: столкновение и
взаимосвязи культур, противопоставление «дикости» и «цивилизации», разных
моральных кодексов (американских индейцев в очерках Ирвинга и шотландских
горцев у Скотта). Сходства и различия авторских подходов свидетельствуют о формировании
единого трансатлантического пространства англоязычной литературы.