О преемственности научных школ: от А.С. Лаппо-Данилевского к теории истории во Франции ХХ в.
Людмила Константиновна Рябова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190 ZOOM
2022-03-21
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
методология и философия истории, А.С. Лаппо-Данилевский, французские философы ХХ в.
Тезисы
В российской методологии и философии истории наследие
А.С. Лаппо-Данилевского (1863-1919) стало классическим, и обращение к нему
составляет обязательный элемент современных работ по теории истории. Западные
же концепции развивались (и продолжают развиваться), базируясь на теориях
классиков европейской мысли. В этой связи будет небезинтересным проследить, в
какой мере воззрения А.С. Лаппо-Данилевского помещаются в контекст западной
(французской, главным образом) теории истории XX в., и выявить элементы преемственности.
Концепция
Лаппо-Данилевского, изложенная в работе «Методология истории» (1910), оказалась
во многом созвучна идеям возникшей позже «Школы Анналов». Ученый, как потом и
французы, делал акцент на психологической и социальной природе исторического
источника, на необходимости понимания "Другого", включение в процесс
исторического познания «знания индивидуального», указывая на необходимость установления
«соответствия между чужой и своей ассоциацией», «толкования чувствований». Этот
герменевтический принцип начала ХХ в. находит свое развитие в трудах
знаменитого французского философа П. Рикёра (1914-2005), в частности в работе
«Конфликт интерпретаций» (1969). Знакомые сюжеты из «Методологии истории»
Лаппо-Данилевского мы можем обнаружить и в других трудах французского ученого,
в частности в первом томе двухтомника «Время и рассказ» (1983-1985).
Нельзя не сказать и о некоторых аналогиях, которые
просматриваются при анализе суждений Лаппо-Данилевского и прочтении работы
«Слова и вещи» (1966) французского философа М. Фуко (1926-1984). В частности,
речь идет об одном из главных понятий в его системе интерпретации истории - «эпистеме»,
предполагающей изучение «возможностей» каждой исторической эпохи, ее
«проблемного поля», достигнутого уровня «культурного знания», образованного из
дискурсов различных научных дисциплин. Этот подход созвучен тезису Лаппо-Данилевского
об оценке факта «путем отнесения его к таким культурным ценностям, как наука,
нравственность и искусство, церковь и государство, социальная организация и
политический строй и т.п.», а также близок его «систематическому методу
интерпретации исторического источника», который состоит в интерпретации источника
«с точки зрения его отношения к данному состоянию культуры». Здесь возникает еще
один «общий» сюжет - роль историка в процессе познания. Влиятельный французский
философ Р. Арон (1905-1983) во «Введении в философию истории» (1938) отмечал
сложность и многозначность, плюрализм интерпретаций, что вызвано разнообразием и бесчисленностью духовных миров, о чем ранее писал
Лаппо-Данилевский.
Таким образом, даже краткий компаративный обзор
воззрений А.С. Лаппо-Данилевского и концепций французских теоретиков ХХ в.
подтверждает преемственность их позиций по ключевым вопросам теории истори