50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Филипп Меланхтон как практик и теоретик театра

Зинаида Андреевна Лурье
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
10:30 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Теренций, Плавт, Еврипид, Сенека, гуманизм, школьный театр, Реформация, театральная педагогика, игра

Тезисы

Филипп Меланхтон, известный как педагог, богослов и реформатор, был также практиком и теоретиком театра. Известно, что еще мальчиком он участвовал в постановках, устраивающихся его родственником и учителем Иоганном Рейхлиным, одним из главных гуманистов второй половины XV века. После же прибытия в Виттенбергский университет, где он возглавил кафедру классических языков, молодой гуманист способствовал развитию студенческих постановок. Для этих целей Меланхтон подготовил несколько переизданий сочинений Теренция. В 1516 году он написал общее предисловие к изданию сочинений римского комедиографа; в 1528 году подготовил пересказы его произведений (argumenta), а тексты снабдил примечаниями (scholia), адаптируя их для использования в школах. Потом последовал двенадцатилетней перерыв, когда деятельность Меланхтона стояла на службе развернувшейся Реформации.  Однако в 1540 году он снова вернулся к Теренцию и дополнил прологи к «Кладу», «Формиону», «Братьям» и «Евнуху». Наконец, для издания сочинений Теренция 1545 года гуманист написал теоретико-методологическое предисловие «О чтении комедий и трагедий». Кроме того, заметим, что Меланхтон знал Софокла, издание которого 1549 года предварил рассуждениями о пользе трагедий; имеются и его комментарии к сочинениям Плавта, Еврипида и Сенеки, не говоря уже об упоминаниях театра и драмы в других сочинениях, прежде всего, размышлениях о пользе истории, трудах по риторике и пр. То есть источников для реконструкции представлений Меланхтона о театре вполне достаточно.
Однако, как кажется, эта задача уже решена в историографии и не представляет большого исследовательского интереса. Мы видим сходство Меланхтона с нравственной парадигмой других гуманистов (в общих чертах развивающее идеи Доната), знаем о глубоком влиянии теории трагедии Аристотеля на него. Более значимой представляется задача проанализировать восприятие античных произведений не вообще, а в частности. В первую очередь для нас ценны схолии, подготовленные к изданию 1528 года, адаптирующие произведения для прочтения в христианских школах. Какие сюжеты, на самом деле, интересуют создателя метода общих мест теологии (loci communes theologicarum)? Какие фрагменты он считает наиболее ценными и полезными? Дает ли он также и художественную или лишь нравственную оценку?
Анализ комментариев Меланхтона позволяет, как представляется, обогатить наши знание о прочтении Теренция и Плавта в конфессиональной культуре эпохи Реформации, а также сделать наблюдения о содержании протестантской педагогической традиции и ее театральной компоненте.