50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Островок везения: роль песни в характеристике персонажей в кинокомедиях Леонида Гайдая

Дарья Александровна Журкова
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный институт искусствознания

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

киномузыка, популярная песня, кинокомедия, Гайдай, Зацепин, Дербенев, советская культура

Тезисы

Песни Александра Зацепина из кинокомедий Леонида Гайдая в своем большинстве оказались конгениальны фильмам, в которых они прозвучали, и на сегодняшний день имеют статус неувядающих хитов советской киномузыки. Немалая часть песен зажила «собственной жизнью», но в тоже время эти песни неотделимы от образов спевших их героев. 
На протяжении последних десятилетий зарубежные исследователи активно рассуждают об отличительных функциях поп-песни в киноповествовании. В частности, они отмечают её экстра-контекстуальную роль (принцип «сюжета в сюжете»), возможность выступать маркером времени, места и идентичности, а также подчеркивают «монтажную» способность поп-песни связывать несколько повествовательных линий в единый, согласованный нарратив .
Зачастую музыкальные номера в кинокомедиях Гайдая подаются как момент переключения между последовательным нарративом и миром иллюзий, мечтаний, в которые переносятся герои в процессе исполнения песни. Такое переключения между различными состояниями порождает массу дополнительных смысловых нюансов в прочтении характеров героев и обстоятельств, в которых они оказались. 
В частности, особенно многозначными оказываются эпизоды, в которых формально отрицательные персонажи исполняют откровенно лирические песни. Например, в фильме «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» троица хулиган Балбес (Юрий Никулин) поет душещипательный полублатной романс «Не жди меня, мама», характер которого подспудно намекает на то, что герои не по доброй воле собираются на столь тщательно планируемое преступление . В «Бриллиантовой руке» аферист Геша (Евгений Миронов) артистично, в лицах исполняет шутливую песню о неудачливых дикарях, по сути, предсказывая свою собственную участь. Наконец, в картине «Иван Васильевич меняет профессию» Жорж Милославский (Леонид Куравлев) увлекает всю чинную, «древнерусскую» публику в вакхический пляс в припеве песни «Разговор со счастьем», но сама песня, несмотря на залихватский характер, посвящена экзистенциальному поиску своего пути. 
В рамках доклада будут систематизированы особенности репрезентации песни в жанре кинокомедии (способы включения и соотношения с основным действием); будет кратко прослежена трансформация функций музыкального номера в структуре кинофильма (от музыкальных комедий сталинского периода к фильмам брежневского времени). Особое внимание будет уделено персонажам и песням из кинокомедий Леонида Гайдая. Какие функции играют песни в характеристике героев, как те или иные песни соотносятся с обликом исполняющих их персонажей. К каким музыкальным средствам прибегает композитор и как они «работают» на характеристику не только героя, но и его «судьбы» в рамках сюжета. Наконец, какие незапланированные авторами смыслы проявляются при современном взгляде и «вслушивании» в классику советской кинокомедии.