50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Прагматический потенциал терминов в немецкоязычном массмедийном дискурсе

Елена Анатольевна Ковтунова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн (МСТимс)
2022-03-15
15:10 - 15:25

Ключевые слова, аннотация

Термин; массмедийный дискурс; медиатекст; терминологичность; прагматический потенциал терминов. В докладе речь идёт об актуальных тенденциях в функционировании терминов в массмедийном немецкоязычном дискурсе: дискурсивно обусловленных семантических и прагматических трансформациях терминов, которые часто приводят к ослаблению терминологичности и способствуют проникновению терминов в общеязыковой лексикон. Материалом исследования послужили термины, использованные в посреднических медиатекстах, посвящённых социально значимым проблемам.

Тезисы

Под массмедийным дискурсом мы понимаем совокупность медиатекстов, обращённых к широкой аудитории. Дискурс средств массовой информации представляет собой особое пространство для функционирования терминов и других типов специальной лексики по причине его негомогенности: термины могут использоваться как в специальных посреднических медиатекстах с интенцией популяризации знания, так и в публикациях с ярко выраженной общественно-политической направленностью. Дигитализация и доступность современных СМИ обусловили быстрое распространение специального знания, а также увеличение объёмов терминологической лексики в массовых медиа. К тому же именно в массмедийном дискурсе можно проследить контекстуально обусловленные семантические и прагматические трансформации терминов, которые часто приводят к ослаблению терминологичности и способствуют проникновению терминов в общеязыковой лексикон. Прагматический потенциал терминов (способность производить коммуникативный эффект, осуществлять прагматическое воздействие на адресата) обнаруживается в прагматически насыщенных медиатекстах, посвящённых не просто научным, профессиональным, но и социально значимым темам, особенно если специальное знание транслируется параллельно с размышлениями о рисках и страхах относительно того или иного изобретения, открытия и т.п. Так, в определённый период времени термины Ozonloch, Gentechnologie, Nanotechnologie приобрели прагматические созначения как раз в условиях их дискурсивной реализации в СМИ. При изучении актуального массмедийного дискурса Германии, сфокусированного на проблеме борьбы с коронавирусной инфекцией, становятся очевидными некоторые тенденции в функционировании терминологической лексики. Они тесно связаны с коммуникативно-прагматическими особенностями публикаций, в которых используются, в частности, с их основной интенцией.  Актуальные материалы вокруг темы пандемии, информационным центром которых являются термины, безусловно, создаются не для того, чтобы (опираясь на концепцию В.-А. Либерта - Liebert 2002) «расширить кругозор» или «развлечь» адресата, «удовлетворить его любопытство», а, прежде всего, чтобы «принести пользу адресату», помочь ему «распознать опасность и защититься от неё», «придать легитимность действиям» власти, а также с целью осуществления «контроля» и «принятия политических решений». Так, узкоспециальный медицинский (эпидемиологический) термин Inzidenz ‘индекс, коэффициент распространения инфекции’ претерпел специализацию значения, а также значительное приращение прагматического компонента и употребляется в медиатекстах последних двух лет почти исключительно в значении ‘показатель заболеваемости коронавирусом’. Таким образом, в массмедийном дискурсе могут создаваться условия для прагматического переосмысления терминов.