Прагматический потенциал терминов в немецкоязычном массмедийном дискурсе
Елена Анатольевна Ковтунова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн (МСТимс)
2022-03-15
15:10 -
15:25
Ключевые слова, аннотация
Термин; массмедийный дискурс; медиатекст;
терминологичность; прагматический потенциал терминов. В докладе
речь идёт об актуальных тенденциях в функционировании терминов в массмедийном
немецкоязычном дискурсе: дискурсивно обусловленных семантических и
прагматических трансформациях терминов, которые часто приводят к ослаблению
терминологичности и способствуют проникновению терминов в общеязыковой лексикон.
Материалом исследования послужили термины, использованные в посреднических медиатекстах,
посвящённых социально значимым проблемам.
Тезисы
Под массмедийным дискурсом мы понимаем совокупность
медиатекстов, обращённых к широкой аудитории. Дискурс средств массовой
информации представляет собой особое пространство для функционирования терминов
и других типов специальной лексики по причине его негомогенности: термины могут
использоваться как в специальных посреднических медиатекстах с интенцией
популяризации знания, так и в публикациях с ярко выраженной
общественно-политической направленностью.
Дигитализация и доступность современных
СМИ обусловили быстрое распространение специального знания, а также увеличение объёмов
терминологической лексики в массовых медиа. К тому же именно в массмедийном
дискурсе можно проследить контекстуально обусловленные семантические и
прагматические трансформации терминов, которые часто приводят к ослаблению
терминологичности и способствуют проникновению терминов в общеязыковой
лексикон.
Прагматический потенциал терминов (способность
производить коммуникативный эффект, осуществлять прагматическое воздействие на
адресата) обнаруживается в прагматически насыщенных медиатекстах, посвящённых не
просто научным, профессиональным, но и социально значимым темам, особенно если
специальное знание транслируется параллельно с размышлениями о рисках и страхах
относительно того или иного изобретения, открытия и т.п. Так, в определённый
период времени термины Ozonloch,
Gentechnologie,
Nanotechnologie
приобрели
прагматические созначения как раз в условиях их дискурсивной реализации в СМИ.
При изучении актуального массмедийного
дискурса Германии, сфокусированного на проблеме борьбы с коронавирусной
инфекцией, становятся очевидными некоторые тенденции в функционировании
терминологической лексики. Они тесно связаны с коммуникативно-прагматическими
особенностями публикаций, в которых используются, в частности, с их основной
интенцией. Актуальные материалы вокруг
темы пандемии, информационным центром которых являются термины, безусловно, создаются
не для того, чтобы (опираясь на концепцию В.-А. Либерта - Liebert 2002) «расширить
кругозор» или «развлечь» адресата, «удовлетворить его любопытство», а, прежде
всего, чтобы «принести пользу адресату», помочь ему «распознать опасность и защититься
от неё», «придать легитимность действиям» власти, а также с целью осуществления
«контроля» и «принятия политических решений». Так, узкоспециальный медицинский
(эпидемиологический) термин Inzidenz ‘индекс, коэффициент
распространения инфекции’ претерпел специализацию значения, а также
значительное приращение прагматического компонента и употребляется в
медиатекстах последних двух лет почти исключительно в значении ‘показатель
заболеваемости коронавирусом’. Таким образом, в массмедийном дискурсе могут создаваться
условия для прагматического переосмысления терминов.