50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Слова для обозначения понятия в византийской логике

Лариса Грачиковна Тоноян
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия

Греческий институт (онлайн)
2022-03-18
16:00 - 16:25

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: византийская логическая терминология, Пселл, Филопон, Влеммид.

Тезисы

В докладе будет рассмотрена проблема формирования логической терминологии для понятия в основных логических трактатах византийских авторов. Известно, что у Аристотеля не было законченного учения о понятии. Оно складывалось в Средние века и в эпоху Возрождения в рамках так называемой традиционной логики. Из тех греческих слов, которые употреблял Аристотель и которые можно перевести на русский язык как понятия, основными являются λόγος и ὅρος. В византийской империи, где философия и логика непрерывно развивалась на греческом языке, наряду с аристотелевской логикой использовались трактаты стоической и неоплатонической школ. Словообразование для такой важной логической формы, которая в дальнейшем стала называться понятием, идет из учения стоиков, употреблявших слова, образованные от греческого глагола λαμβάνω 'брать'. От этого глагола образовано существительное κατάληψις 'схватывание' (в логике стоиков 'понимание'). Цицерон переводил это слово как perceptio, conceptio, comprehensio. В результате средневекового спора об универсалиях наиболее употребимым стало слово conceptus с тем же значением – схватывание, семя, зародыш. В основных европейских языках для обозначения понятия используется калька со слова conceptus (например, нем. Begriff от гл. begreifen – охватывать, рус. понятие (понятье, поятие) от старославянского гл. пояти - взять, схватить; ср. пойму, поймаю). Формой понятия в логике называют его объем. Слово 'объем' имеет то же значение охватывания и тот же корень; оно образовано от древнерусского глагола 'яти', то есть 'брать', который трансформировался в слова объять, обнять, взять (греч. περιφέρεια, лат. сircumferentia, нем. Umfang). Не случайно наиболее распространенным способом изображения объема понятия стали круги Эйлера. У понятия также имеется содержание. Слово 'содержание' используется в логике опять же в смысле схватывания сущности, т. е. оно должно соединить, держать в едином целом разнообразные свойства предметов или явлений. Византийские авторы (Филопон, Иоанн Дамаскин, Пселл и др.) излагали логическое учение о категориях в тех же терминах, которые использовали Аристотель и Порфирий. При изложении аристотелевского учения о силлогизмах использовали слово ὅρος для обозначения термина силлогизма на всем протяжении существования византийской логики. В XIII в. в одном из самых распространенных учебников по логике, написанном Никифором Влеммидом наряду со словом ὅρος используется слово ἐπίνοια, соответствующее использованию в латинских трактатах этого периода слов conceptus и notio. Историческое развитие терминологии в учении о понятии указывает на взаимное влияние византийской и латинской логических традиций.
Исследование выполняется при поддержке гранта РНФ №18-78-10051 «Византийский фактор в формировании русской логической традиции»