«Вот какой рассеянный» С. Я. Маршака: стиховедческий аспект анализа
Андрей Владимирович Кокорин
Докладчик
ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
(онлайн, МСТимз).
2022-03-21
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
С. Я. Маршак, русская литература, советская литература, детская литература, стиховедение, композиция, рифма
Тезисы
Доклад посвящен проблемному вопросу о том, как «сделана» советская детская литература, на примере широко известного стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». В качестве основного объекта анализа избрана организация этого произведения на уровнях, традиционно рассматривающихся в рамках стиховедения как раздела поэтики.
Исследование метра и ритмической организации, фоники и строфики стихотворения Маршака позволяет показать, с помощью каких приемов поэт разворачивает повествование о необычном персонаже и как эта уникальность героя, а также рассказ о происходящих с ним событиях соотносятся с организацией текста на разных уровнях. Так, например, становится очевидным, что стихотворение четко распадается на отдельные части не только при рассмотрении его структуры с точки зрения содержания, в рамках традиционной композиционной схемы экспозиция — завязка — развитие действия — кульминация — развязка, но и при анализе характера смены типов рифмовки, повтора рифм и даже рефрена «Вот какой рассеянный / С улицы Бассейной!». Корректнее было бы сказать, что смысловое членение текста на части поддерживается благодаря искусному распределению формальных приемов, которыми пользуется автор, за счет чего выявляется единство непростой формы и комического содержания стихотворения «Вот какой рассеянный».
Исследование метра и ритмической организации, фоники и строфики стихотворения Маршака позволяет показать, с помощью каких приемов поэт разворачивает повествование о необычном персонаже и как эта уникальность героя, а также рассказ о происходящих с ним событиях соотносятся с организацией текста на разных уровнях. Так, например, становится очевидным, что стихотворение четко распадается на отдельные части не только при рассмотрении его структуры с точки зрения содержания, в рамках традиционной композиционной схемы экспозиция — завязка — развитие действия — кульминация — развязка, но и при анализе характера смены типов рифмовки, повтора рифм и даже рефрена «Вот какой рассеянный / С улицы Бассейной!». Корректнее было бы сказать, что смысловое членение текста на части поддерживается благодаря искусному распределению формальных приемов, которыми пользуется автор, за счет чего выявляется единство непростой формы и комического содержания стихотворения «Вот какой рассеянный».