50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Синтаксис Антиоха Кантемира в типологическом и риторическом аспектах

Наталья Викторовна Патроева
Докладчик
профессор
Петрозаводский государственный университет

онлайн
2022-03-19
13:40 - 14:05

Ключевые слова, аннотация

лингвистические взгляды Кантемира; языковая полемика; поэтическая грамматика; синтаксис стихотворного текста; стиль сатиры; язык и стиль барокко и классицизма; история русского литературного языка.

Тезисы

В докладе анализируются типологические особенности «синтаксического портрета» Антиоха Кантемира, в том числе в аспекте связи грамматики его идиостиля с проблемой тропо- и фигурообразования, особенностями версификации и жанровой дифференциацией стихотворных произведений. Выявление грамматических доминант стиля Кантемира проливает свет на сущность лингвистических идей А.Д. Кантемира, способствует реконструкции языковой программы реформатора русского литературного языка. Силлабика демонстрирует особую сложность построения: в среднем 80 % предложений являются полипредикативными. Большая длина строки силлабического 13-сложника требует наполнения стиха разнообразными распространителями и осложнителями предложения, среди которых особенно активны деепричастные обороты. Слог сатир тяготеет к использованию определенно-, обобщенно- и неопределенно-личных односоставных предложений, императивных и вопросительных высказываний. Кантемир вводит в структуру стиха конструкции, обязанные своим происхождением живой устной речи: именительный и инфинитив темы, вставку, вводно-модальные и присоединительные синтагмы.

С ориентацией на античные и французские классицистические образцы, требования риторик Кантемир часто использует такие фигуры речи, как риторический вопрос, период, инверсию, повтор, амплификацию. Броская цветистость и хлесткость эпитетов, стремление к облеченным в образы контрастам, антиномиям, «повышенная» эмоциональность риторических вопросов, обращений и восклицаний, повторы, создающие иногда не столько «ясность», сколько «темноту», неблагозвучность изрекаемого поэтом, нарочитая «затрудненность» фразы в результате необычной расстановки слов – приметы кантемировсксой поэтики, гораздо более характерные для стиля барокко, чем классицистической строгости и великолепия формы, рациональности и (согласно ломоносовскому уже требованию) «чистоты штиля». В произведениях литературы и искусства барокко, как и у Кантемира, причудливо, «странновато» соединялись «высокое» и «низкое», христианские и античные мифологические образы, иногда проявлялся и почерпнутый, вероятно, у итальянцев консептизм, основанный на противоречиях, сложных метафорах и оксюморонах, игре слов и созвучий. 

Синтаксис Кантемира формировался на пересечении многих литературных традиций – церковнославянской, древнегреческой, латинской словесности, западнорусской силлабики, европейского барокко – и является по своим истокам синтетическим и очень сложно организованным в соответствии с главной художественной задачей создателя новой русской лиры – воплотить движение обличающей пороки просветительской мысли в условиях нарождавшейся и остававшейся элитарной секулярной литературы. Логически сложный ход авторского размышления закономерно отражает столь же логически «трудный» синтаксис.