Особенности коммуникации со зрителем в современной российской драме для подростков
Лариса Геннадьевна Тютелова
Докладчик
профессор
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева (Самарский университет)
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева (Самарский университет)
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Драма для подростков, авторская коммуникативная стратегия,
драматическая граница, коммуникация «зритель – сцена», перформативность драмы.
Тезисы
Благодаря «перформативному
повороту в драме» в современной российской пьесе для подростков меняется статус
произведения. На смену созерцанию действия приходит коммуникация.
В силу особенностей
психологии подростка ничто просто так не берется на веру. Поэтому путь к
пониманию и принятию истины – путь ее совместно поиска. А для этого необходимы
такие коммуникативные решения, которые должны вовлечь зрителя в коммуникацию.
Как показывают пьесы из
шорт-листа Маленькой ремарки 2020 года со статусом 12+, авторы используют, по
меньшей мере, две коммуникативные стратегии.
О первой говорит пьеса Ульяны
Гицаревой «Жизнь проходит прекрасно». В ней современные виды связи представлены
как приметы быта героев, но нет попыток переформатировать эпизоды жизни
персонажей в сторис или заменить обмен репликами обменом смсками, представить
героя его видеозаписью в Инстаграм и прочее, что рассматривается сейчас как прямой
путь вовлечения молодого зрителя эпохи диджитал в обсуждение проблем, заданных
авторским текстом и театральным представлением.
Но и в этой пьесе с
самого начала креатор ориентируется на особенности современного восприятия мира
подростком – многозадачность. Она возникает благодаря разбивке текста на сцены,
перемежающиеся между собой. Они вводятся через драматический нарратив,
передающий точку зрения ремарочного субъекта, способного быть носителем сразу
нескольких позиций: временных, пространственных, идеологических. Это своеобразное
поле, организующее взаимодействие позиций, показывающее, что итог коммуникации
– результат взаимодействия, а не пассивное восприятие переданной информации,
диалог, ведущий или к согласию, или к активному неприятию позиции «другого».
Вторая коммуникативная стратегия лежит в основании диалога зрителя со сценой в пьесе Марии Малухиной «Море. Звезды. Олеандр». В ней диалог героя с собой организован так, что монолог превращен в диалог. Перед зрителем возникает образ героя не целостного, расщепленного на противоположные составляющие, сразу объединить которые нельзя. Но эта противоречивость и является условием возникновения ситуации, когда вопрос задан и нужно найти ответ. Собственный опыт переживаний – своеобразный ключ к пониманию «другого». И пониманию себя как «другого», что и для современной драмы для подростков является одной из важных коммуникативных задач, на решение которых и направлен выбор коммуникативной стратегии автором.
Вторая коммуникативная стратегия лежит в основании диалога зрителя со сценой в пьесе Марии Малухиной «Море. Звезды. Олеандр». В ней диалог героя с собой организован так, что монолог превращен в диалог. Перед зрителем возникает образ героя не целостного, расщепленного на противоположные составляющие, сразу объединить которые нельзя. Но эта противоречивость и является условием возникновения ситуации, когда вопрос задан и нужно найти ответ. Собственный опыт переживаний – своеобразный ключ к пониманию «другого». И пониманию себя как «другого», что и для современной драмы для подростков является одной из важных коммуникативных задач, на решение которых и направлен выбор коммуникативной стратегии автором.