Визуализация русского эпоса
Светлана Борисовна Адоньева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2022-03-19
12:00 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова
Тезисы
В России художественная
культура Средневековья входит в поле зрения публики с изданиями сказок, былин и
причитаний: сказки А.Н. Афанасьева – середина 1850х годов, былины П. Н.
Рыбникова - середина 1860х годов,
причитания в записи Е. Барсова – начало 1970х годов. Зимой 1871-1872 гг. по приглашению отделения
этнографии Русского географического общества в Петербурге выступал с публичным
пением былин олонецкий крестьянин Трофим Рябинин. И. Е. Репин рисует
портрет сказителя. Записанные от него напевы былин М. П. Мусоргский
использует в опере «Борис Годунов» (1872), Н. А. Римский-Корсаков —
при создании речитативов в опере «Садко» (1896). В 1870 году Васнецов делает
первый набросок богатыря. спутье»
Картина Васнецова
«Богатыри», также как и «Ковер-самолет», «Три подземных царевны», также как и
камин Н. Врубеля «Вольга и Микула», и «Снегурочка» Римского-Корсакова в частной
опере Мамонтова, - программа модерна,
одним из выдающихся продуктов которого в России становится создание «русского
стиля» art nouvo la russe. Художники слышали настоящие народные былины и имели
дело с традиционным искусством: Васнецов в числе прочих художников принимает
активное участие в создании музея народных промыслов, возглавляемого в начале
ХХ века тем самым Н. Д. Бартрамом, о котором позже будет писать в «Московском
дневнике» Вальтер Беньямин.
В советский национальный
проект рекрутируется из этой эпохи лишь то, что могло, при помощи
соответствующей риторики, послужить идеологии. Такова судьба «Богатырей» - для
жителей России тиражируемое марками, открытками и гобеленами изображение стало
нормативным образом «русского богатырства».
Со времени окончания
советской эпохи, в которой русское богатырство было одним из идеологических
конструктов, в общероссийском знании о былинах ничего не изменилось. Но и теперь,
как можно судить по учебникам, не без
идеологии. Необходимость
соответствовать государственному заказу на национальную гордость привела
создателей анимационного эпоса к тем типажам, которые мы можем видеть в
мультфильмах, производство которых продолжается. Мы легко в них узнаем характеры,
созданные советской фольклористикой сталинских времен.