50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Лингвистический потенциал перцептивной базы иностранного языка: теоретические и методологические аспекты

Татьяна Николаевна Чугаева
Докладчик
Boston College
Наталья Евгеньевна Шпак
Докладчик
доцент
Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-15
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Перцептивная база иностранного языка; механизмы восприятия; перцептивные эталоны; существенные лингвистические признаки; обучение; методическая система

Тезисы

Восприятие звучащей речи остается в центре исследований многих научных направ­ле­ний. Однако единства взглядов на закономерности перцептивных процес­сов не достиг­нуто; основы общей теории восприятия и прикладные аспекты нужда­ют­ся в дальнейшем изучении. В контексте дискуссии о механизмах восприятия речи, особую зна­чи­мость имеет системное представление о перцептивной базе языка (ПБ) (Джа­па­ридзе 1985) в его расши­ри­тель­ной трактовке (Зиндер, Штерн, 1988; Штерн 1991), когда в набор перцеп­тив­ных эталонов кроме единиц фонетического уровня, вклю­чаются слова и ядерные синтак­си­че­ские кон­струк­ции. С позиции воспринимающего ПБ понимается как вероятностная уровневая струк­ту­ра языковых единиц, пронизанных существенными лингви­сти­че­скими при­зна­ками (СЛП) (Штерн 1991). Характеризуя форму языковых единиц, комплекс СЛП опосредует доступ к перцеп­тив­ному эталону и его осмыслению на семантическом уровне. Частот­ное ядро ПБ пред­ставлено перцептивными прототипами слов и синтаксических конструкций (Чугаева 2009). Петербургская лингви­сти­­ческая школа традиционно признает теоретическое и при­клад­ное значение ПБ; в трудах Л.Р. Зиндера и др. намечена перспектива решения и поста­но­в­ка новых актуальных исследо­ва­тель­ских задач (Зиндер 1986: 42; 1997: 92). Особо важно формирование ПБ при освоении нового языка для распознавания единиц в потоке речи, вычленения словоформ и определения границ высказывания. Следуя щербовскому принципу единства исследования и преподавания, на основе данной теории разработана методика диагностики пер­цеп­тивных умений и методическая система целенаправленного обучения восприятию англо­языч­ной речи (Практикум по ауди­ро­ванию английской речи, Пермь, 2005). Апробация подхода доказала свою эффек­тив­ность в многолетней практике. В типичной ситуации недосформи­ро­ван­ности пер­цеп­тив­ных меха­низ­мов у обучающихся (подтвержденное многочисленными экспериментальными дан­ными, см. Чугаева 1989, 2007, 2009; Байбурова 2002; Порческу 2013), когда требуется их кардинальная перестройка, особенно важным представляется системное формирование ПБ. Предложенная модель ПБ базируется на «установлении связи между действительно системными явлениями языка и скрытой от непосредственного наблюдения системностью речевой деятельности» (Бондарко Л.В. 1998), что позволяет не только объяснить принципы хранения в сознании и применения языка, но и усовершенствовать методологию обучения языкам, поскольку лишь постижение закономерностей процесса его усвоения (Леонтьев 1988, Grosjean 2008) является единственным способом коренного улучшения преподавания.