Лингвистический потенциал перцептивной базы иностранного языка: теоретические и методологические аспекты
Татьяна Николаевна Чугаева
Докладчик
Boston College
Наталья Евгеньевна Шпак
Докладчик
доцент
Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН
Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-15
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Перцептивная
база иностранного языка; механизмы восприятия; перцептивные эталоны;
существенные лингвистические признаки; обучение; методическая система
Тезисы
Восприятие звучащей речи остается в центре
исследований многих научных направлений. Однако единства взглядов на
закономерности перцептивных процессов не достигнуто; основы общей теории
восприятия и прикладные аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. В контексте
дискуссии о механизмах восприятия речи, особую значимость имеет системное
представление о перцептивной базе языка (ПБ) (Джапаридзе 1985) в его расширительной
трактовке (Зиндер, Штерн, 1988; Штерн 1991), когда в набор перцептивных
эталонов кроме единиц фонетического уровня, включаются слова и ядерные синтаксические
конструкции.
С позиции воспринимающего ПБ понимается
как вероятностная уровневая структура языковых единиц, пронизанных существенными
лингвистическими признаками (СЛП) (Штерн 1991). Характеризуя форму языковых единиц, комплекс СЛП
опосредует доступ к перцептивному эталону и его осмыслению на семантическом
уровне. Частотное ядро ПБ представлено перцептивными прототипами слов и
синтаксических конструкций (Чугаева 2009).
Петербургская лингвистическая школа
традиционно признает теоретическое и прикладное значение ПБ; в трудах Л.Р.
Зиндера и др. намечена перспектива решения и постановка новых актуальных
исследовательских задач (Зиндер 1986: 42; 1997: 92).
Особо важно формирование ПБ при освоении
нового языка для распознавания единиц в потоке речи, вычленения словоформ и
определения границ высказывания.
Следуя щербовскому принципу единства исследования и преподавания, на
основе данной теории разработана методика диагностики перцептивных умений и методическая
система целенаправленного обучения восприятию англоязычной речи (Практикум по
аудированию английской речи, Пермь, 2005). Апробация подхода доказала свою эффективность в многолетней практике. В типичной
ситуации недосформированности перцептивных механизмов у обучающихся (подтвержденное
многочисленными экспериментальными данными, см. Чугаева 1989, 2007, 2009;
Байбурова 2002; Порческу 2013), когда требуется их кардинальная перестройка,
особенно важным представляется системное формирование ПБ.
Предложенная модель ПБ базируется на
«установлении связи между действительно системными явлениями языка и скрытой от
непосредственного наблюдения системностью речевой деятельности» (Бондарко Л.В.
1998), что позволяет не только объяснить принципы хранения в сознании и
применения языка, но и усовершенствовать методологию
обучения языкам, поскольку лишь постижение закономерностей процесса его
усвоения (Леонтьев 1988, Grosjean 2008) является
единственным способом коренного улучшения преподавания.