Стратегии интернет-коммуникации (на примере комментариев к постам партии «АдГ» в социальной сети Твиттер)
Дарья Дмитриевна Кучина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн (МСТимс)
2022-03-15
15:30 -
15:45
Ключевые слова, аннотация
интернет-дискурс; виртуальная коммуникация; политический твиттинг; коммуникативные стратегии и тактики; интернет-коммуникация
Тезисы
Интернет-текст – это особый тип медиатекста, который отличается от других типов медиатекстов гипертекстуальностью, мультимодальностью, интерактивностью, нелинейностью и неполнотой. Особенности интернет-коммуникации влияют на систему жанров СМИ, трансформируя ее в соответствии со своими правилами или расширяя ее за счет формирования новых жанров: форумы, блоги, комментарии, чаты и т.д.Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью проведения исследований интернет-коммуникации в дискурсивном аспекте для понимания особенностей речевого поведения коммуникантов в условиях анонимности на просторах интернет-сети. Отметим вслед за А.В. Николаевой, что для интернет-языка характерна не только и не столько диалогичность, которую можно встретить на многочисленных форумах, в чатах и.т.п., сколько разговорная письменная речь, обладающая большей эмоциональностью, экспрессивностью и агрессивностью, нежели коммуникация, которая осуществляется в реальных условиях без применения веб-технологий 2.0.Комментарии являются интересным материалом для исследования, так как они могут предоставить доступ к личному восприятию, мнению, оценке людей, никоим образом не связанных с политикой. Одним из способов анализа комментариев является определение тактик и стратегий интернет-коммуникации. Комментируя, человек пытается повлиять на образ мышления читателей постов, оперируя знаниями адресата, его ценностными установками, эмоциями и волей. На сегодняшний день отсутствует единообразная классификация тактик и стратегий коммуникантов в интернет-дискурсе, поэтому была предпринята попытка анализа и систематизации существующих постулатов, которым следуют языковеды при проведении исследований. Реализация данных стратегий демонстрируется на основе проанализированных комментариев пользователей социальной сети «Twitter» к постам немецкой партии «Альтернатива для Германии». Тематической доминантой является событие, заслуживающее если не международный резонанс, то определенный отклик со стороны общественности в Германии – выборы в Бундестаг 2021 года. Методика анализа: Применение трехкомпонентной методики анализа комментария по Б.Г. Вульфовичу, многоуровневая модель лингводискурсивного анализа DIMEAN, методы лингвистического описания и контекстного анализа.На основе проанализированного материала были определены наиболее часто встречающиеся стратегии, используемые пользователями платформы «Твиттер». Так, одной из ключевых стратегий является «стратегия на понижение», что свидетельствует о неоднозначном восприятии комментируемыми некоторых положений в программе партии. Помимо этого, было выявлено, что некоторые пользователи прибегают к разнородным тактикам и стратегиям, так что они могут быть положены в основу речевого портретирования.