Образ правителя Видинского санджака Османа Пазвантоглу в румынских фольклорных текстах из северо-западной Болгарии, восточной Сербии и южной Румынии
Наталия Геннадьевна Голант
Докладчик
научный сотрудник
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Лит. О, п.51 (онлайн, MsTeams)
2022-03-19
13:30 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
Осман
Пазвантоглу; Видин; Болгария; Сербия; Румыния; румынский фольклор
Тезисы
Ряд румынских фольклорных текстов, в которых упоминается имя Османа
Пазвантоглу (1758–1807), зафиксирован в северо-западной Болгарии (в Видинской
области), восточной Сербии (в общинах Неготин и Кладово Борского округа, т.е. в
исторических областях Краина и Ключ) и южной Румынии (в округе Телеорман). Одной
из самых ранних публикаций такого текста является героическая песня «Стоян
Бюлюкбаши», опубликованная в работе французского филолога и дипломата Эмиля
Пико «Народные песни румын Сербии» [Picot 1889]. Варианты этой песни Пико приводит со ссылкой на письменное
сообщение Джордже Димитриевича – жителя Неготина, выходца из румынской семьи. В
этой песне упоминается «Позванджия» (в первом и третьем из приведенных
вариантов, причем Пико отмечает, что речь идет именно об Османе Пазвантоглу),
или «Осман Паша» (во втором варианте) [Picot 1889: 392–424]. Песня «Пазванджия из
Видина» (рум. “Pazvangia de la Dii”, записанная от жителя села Гомотарци общины и области Видин в Болгарии,
была опубликована румынским фольклористом Кристей Санду Тимоком, уроженцем влашского
села Александровац (Злокуче), ныне входящего в состав общины Неготин Борского
округа Сербии, которое на момент его рождения относилось к общине Кула Видинской
области Болгарии [Sandu Timoc 1967: 234–242]. Упоминание об «Омере Посманджии» (рум. Omer Posmangia) из Видина содержится в песне «Бег с (острова) Ада-Кале», записанной в с.
Вэюга общины Кладово Борского округа Сербии и опубликованной в том же сборнике
К. Санду Тимока [Sandu Timoc 1967: 228–234]. Возможно, здесь имеется в виду отец Османа – Омер (Йомер) Пазвантоглу.
Песня под названием «Стоян Булибаша», в которой упоминается «Пасманджиу Ага»
(рум. Pasmangiu Aga), была записана
в коммуне Бэняса округа Телеорман в Румынии и опубликована румынским фольклористом
Григоре Точилеску [Tocilescu 1900: 60–62]. Большинство упомянутых фольклорные
тексты является героическими песнями, где Пазвантоглу является одним из
антагонистов главного героя (Стояна Бюлюкбаши). Интересно, что песня,
записанная в Телеормане, повествует не о набегах Пазвантоглу на Валахию, а о
событиях в Краине, как и ее аналоги, записанные в восточной Сербии.
Литература
Picot É. Chants populaires des roumains de Serbie // Publications de III série – volume VI. Recueil de textes et de traductionspublié par les professeurs de l’Ecole des langues orientales vivantes à l’occasion du VIIIe congrès international des orientalistes tenu à Stockholm en 1889. Tome second. Paris: Imprimerie National, 1889. P. 365–436.
Sandu Timoc C. Cântece bătrâneşti şi doine. Bucureşti, 1967.
Tocilescu Gr. G. Materialuri folcloristice culese şi publicate sub auspicile Ministerului cultelor şi învăţământului public. Vol. I. Poezia poporană. Bucureşti, 1900.
Литература
Picot É. Chants populaires des roumains de Serbie // Publications de III série – volume VI. Recueil de textes et de traductionspublié par les professeurs de l’Ecole des langues orientales vivantes à l’occasion du VIIIe congrès international des orientalistes tenu à Stockholm en 1889. Tome second. Paris: Imprimerie National, 1889. P. 365–436.
Sandu Timoc C. Cântece bătrâneşti şi doine. Bucureşti, 1967.
Tocilescu Gr. G. Materialuri folcloristice culese şi publicate sub auspicile Ministerului cultelor şi învăţământului public. Vol. I. Poezia poporană. Bucureşti, 1900.