Литературное объединение Красной армии и флота как прообраз Союза советских писателей: на границе нового этапа взаимодействия литературы и власти
Анастасия Владимировна Сысоева
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
онлайн (213)
2022-03-16
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Литературное объединение Красной армии и флота (ЛОКАФ), Союз советских писателей (ССП), соцреализм, политика и литература, переходная эпоха .
Тезисы
Х. Гюнтер начало фазы применения соцреалистического канона относит к середине 1930-х гг. Знаковым для нового этапа традиционно считается Первый съезд Союза советских писателей (ССП) с утверждением в Уставе единого метода социалистического реализма. Идеологизация советской литературы происходила постепенно, созданию Союза предшествовало испытание механизмов воздействия на творчество. В круг государственных интересов входила литература военной тематики, и эксперименты по управлению литературным процессом развернулись в этой области еще в начале 1930-х гг. Литературное объединение Красной армии и флота (ЛОКАФ) можно считать переходным явлением между РАПП и ССП. Руководящие посты в ЛОКАФ занимали рапповцы, организацию называли боевым отрядом пролетарской литературы, для критиков объединения важна была политическая выдержанность текстов. В то же время от предшественника ЛОКАФ отличало внимание к попутчикам, их стремились включить в сферу влияния организации. В основу объединения писателей лег тематический принцип, а не единая творческая платформа или социальное происхождение. Этот принцип понимался максимально широко, отражая экспансивную политику ЛОКАФ: по мнению теоретиков объединения, оборонной (т. е. военно-пропагандистской) должна была стать вся советская литература. ССП сняло тематическое ограничение, сохранив идеологическую составляющую. ЛОКАФ предвосхитил ССП идейно и организационно, о чем уже говорили исследователи (Е. А. Добренко, З. С. Закружная). Локафовцы заявляли и последовательно воплощали принцип утилитарности искусства, привлекая к оценке текстов политработников армии и флота. Организация использовала целый ряд инструментов влияния на творчество (обучение писателей на курсах, обсуждения текстов с устными и письменными откликами и др.). Однако процесс регламентации литературы не был завершен, критики еще играли определяющую и руководящую роль, что вылилось в разворачивание ряда дискуссий, в ходе которых складывались требования к писателю, нашедшие наиболее полное свое воплощение в соцреализме.
Доклад подготовлен по результатам исследования, проведенного при поддержке РНФ (проект 21-18-00527 «Литература "переходных эпох" как инструмент модернизации социальных связей») в ИРЛИ РАН.
Доклад подготовлен по результатам исследования, проведенного при поддержке РНФ (проект 21-18-00527 «Литература "переходных эпох" как инструмент модернизации социальных связей») в ИРЛИ РАН.