50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Античная трагедия в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Андрей Алексеевич Аствацатуров
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190, MsTeams
2022-03-18
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

ключевые слова: Голдинг, Еврипид, трагедия, робинзонада, теория жанров


Тезисы

Античная трагедия в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух»
Роман Уильяма Голдинга (1911 – 1993) «Повелитель мух» (1954) представляет собой довольно любопытную комбинацию двух жанров: традиционной робинзонады и классической трагедии. Автор выстраивает горизонты читательского ожидания в соответствии с логикой робинзонады, создавая как будто бы новую версию романа Р.М.Баллантайна (1825 – 1894) «Коралловый остров» (1857), воспроизводя топику и сюжетную коллизию этого жанра, но в итоге предъявляет читателю образец «антиробинзонады». Роман начинается упоминанием "Кораллового острова" и завершается его упоминанием. Сама робинзонада становится у Голдинга не формой, не способом развертывания художественного материала. Сохраняя внешний контур робинзонады Голдинг помещает в нее совершенно иной механизм развития действия – форму классической трагедии. В данном конкретном случае Голдинг ориентируется на знаменитую трагедию Еврипида (480-е—406 до н. э.) «Вакханки» (407 до н. э.). Он организует пространство действия, персонажную структуру в духе классической трагедии, привлекая в том числе даже хор. Ключевые эпизоды романа обнаруживают свое структурное подобие соответствующим сценам еврипидовой трагедии. Из «Вакханок» Голдинг заимствует также и ряд важных образов (змеи, огонь и др.). Кроме того, Голдинг использует в финале своего романа излюбленный прием Еврипида «Deus ex machina». Выстраивая конфликт, он также ориентируется на трагедийный конфликт «Вакханок». Центральный герой его романа, Ральф – современная версия еврипидова Пенфея. Пенфей, живое воплощение сухого интеллекта, внутренней упорядоченности рассудка, противостоит богу Дионису, воплощению хаоса, не желая принимать его культ. В результате он гибнет, столкнувшись с вакханками, которые принимают его за зверя – таково наказание бога. Однако существенно в еврипидовой версии мифа то обстоятельство, что эта гибель вызвана не столько противостоянием хаосу, сколько внутренним влечением к хаосу, которое Дионис обнаруживает в Пенфее. Именно эту трагедийную ситуацию воспроизводит в «Повелителе мух» Голдинг. Ральф, принимая сторону чистого интеллекта, воплощением которого становится персонаж Хрюша, всеми силами противодействует хаосу, не замечая своего глубинного влечения к хаосу. Процесс упорядочивания мира, колонизации дикого, хаотичного пространства имеет обратный результат. Чем больше усилий употребляет Ральф на то, чтобы упорядочить мир, тем больше мир разупорядочивается. Хаос персонифицируется в фигуре Джека, захватывает все сообщество новоявленных робинзонов и приводит к гибели острова.