Критика детектива в фильме А. Роб-Грийе «Трансъевропейский экспресс» и конспирологическом романе Ю. Кристевой «Смерть в Византии»
Анна Онуфриевна Ефименко
Докладчик
аспирант
Беларусский государственный университет
Беларусский государственный университет
133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-18
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Французский детектив; жанровые модификации; конспирологический
детектив; деконструкция; постмодернистский коллаж.
Тезисы
Во
второй половине ХХ века в рамках
французской литературной традиции детектив
становится поиском новых способов развития письма и больше не ограничен движением
читателя от интриги к развязке,
а детективная
фабула постепенно порывает с содержанием произведения. Теория структурных
моделей К. Леви-Стросса позволяет препарировать детективную прозу на
уровне формы, выделяя повторяющиеся жанровые
особенности. Реабилитация детективной прозы из развлекательной в
интеллектуальную дала возможность сохранить особенности детективных структур
даже при их несоответствии содержанию. Происходит разделение на массовую детективную литературу, которая
концентрируется на сюжетной составляющей, и на детектив как особый тип
письма, разрушающий нарративные техники повествования (представлен
А. Роб-Грийе и Ю. Кристевой). Вопросы, на которые реципиент должен
ответить в процессе, движут сюжет: понимая, что нестандартное построение
детективного текста не приведет к типичной развязке, читающий вынужден
расшифровывать приемы авторской игры. Если расшифровка оказывается успешной, то
результатом чтения интеллектуализированного конспирологического детектива
становится не разоблачение героя, а понимание читателем авторского замысла и
методов письма, как в развлекательном детективном романе становятся понятны
замысел и действия преступника. Эксперименты с прозой в свою очередь приводят к
созданию пародийных, часто
находящихся на стыке искусств,
метатекстов,
для которых характерны интертекстуальность и саморефлексивность. Постмодернистский подход также позволяет
конструировать текст, объединяющий разные виды литературы и кино, а также «высокие»
и «низкие» жанры. Так, самопародийный фильм А. Роб-Грийе
«Трансъевропейский экспресс»
фокусируется на проблеме диалога автора с читателем и режиссера со зрителем,
показывая процесс конструирования и разрушения интертекстуальных связей вместе
с фабулой произведения. Ю. Кристева в псевдодетективном романе «Смерть в
Византии» создает постмодернистский метатекст-коллаж, основой сюжета которого
становятся варианты интерпретации художественного текста и
возможные интертекстуальные связи, возникающие в процессе чтения, а фрагменты романа приобретают особое
семиотическое значение только в диалоге с читателем.