50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Роль иммерсивного звука в создании "реальности иллюзии" фантастического кино

Алехандро Контрерас Кооб
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-18
18:00 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

Саунддизайн, киномузыка, звуковая партитура, жанровый кинематограф, иммерсивные технологии, эмбиенс

Тезисы

Звуковое решение фильма в современном кино является отражением сложного взаимодействия новых технических возможностей и актуальных течений философского и эстетического характера, которое реализуется в концепции режиссера и сценарии фильма. В жанровом кинематографе звуковое решение, наряду с изобразительным и драматургическим компонентами фильма, ориентировано прежде всего на непосредственное воздействие на зрителя, его эмоциональную сферу. Замыслу режиссера и сценариста, который обуславливает тематику, жанр и визуальную стилистику кинопроизведения, должно соответствовать звуковое решение, которое усиливает образно-содержательные ресурсы других средств киновыразительности. В современном киноведении очень сложно дифференцировать ту его сторону, которая “работает” на художественный образ фильма от той, которая связана с “прямым” генерированием эмоций во время просмотра кинопроизведения. В авторском кино создатели фильма стремятся сохранить связь звукового решения именно с художественным миром картины. Но в жанровом кинематографе, который рассчитан на массового зрителя, отчетливо видна тенденция к усилению непосредственного воздействия звукового решения на аудиторию.  Примерами могут служить такие популярнейшие жанры для массового зрителя как фантастический фильм, триллер и хоррор. По отношению к этим жанрам можно говорить о том, что в наиболее удачных фильмах, их представляющих, возникает определенная концепция звукового сопровождения и она играет важнейшую роль при воздействии на зрительскую аудиторию. Кроме того, фильмы этих жанров предоставляют возможность поставить проблему стирания акустической дифференциации между музыкой и шумами. На примере фильмов «Звездные войны» (Star Wars) Джорджа Лукаса, «Гравитация» (Gravity) Альфонса Куарона, «Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) и «Дюна» (Dune) Дени Вильнева анализируется роль иммерсивной составляющей звука в создании "реальности иллюзии". При этом технология Dolby Atmos, локация дискретных шумов, движущихся объектов, создание объемного саундскейпа могут по-разному проявлять свои возможности. В некоторых случаях объемность звука используется только как эффект, в других случаях преобладает другая ее функция – выразить аффект.