Способы манифестации субъекта в дискурсе сетевых пользовательских отзывов о кино
Екатерина Андреевна Кленова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
онлайн заседание
2022-03-15
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Анализируются способы манифестации субъекта в дискурсе сетевых англоязычных отзывов
о кино. В качестве основных средств актуализации субъекта в структуре оценочного
дискурса рассматриваются субъективная модальность и субъектные номинации. Показано,
что в данном типе оценочного дискурса наблюдается преобладание ментальных и эмотивных модусных
значений, а также личных местоимений, номинирующих субъект
оценки (адресанта), что свидетельствует о свойственном данной жанровой категории эгоцентризме.
Ключевые слова: оценочный дискурс, сетевой отзыв, субъект, модус, модальность.
Тезисы
В настоящей статье предлагается
анализ способов манифестации фигуры субъекта в дискурсе сетевых англоязычных отзывов
о кино. Основными средствами актуализации субъекта в структуре оценочного
дискурса признаются субъективная модальность, используемая в качестве инструмента
манифестации фигур субъекта и адресата, а также субъектные номинации адресанта и реципиента (личные местоимения I, we, you). Нами было выявлено 281 контекста с эксплицитно и
имплицитно выраженными модальными значениями, из которых ментальный модус (представленный
модусами полагания, сомнения и допущения, истинностной оценки, знания, незнания
и общей оценки) был реализован в 103
контекстах (37%), эмотивный – в 90
(32%), перцептивный – в 73 (26%),
волитивный – в 13 (5%).
Было установлено, что во всех категориях, за исключением модуса
знания, преобладают контексты с имплицитно выраженными модусными значениями (данную группу составляют контексты с деперсонализированным
модусом, эллиптические конструкции и конструкции с элиминированным субъектом,
а также высказывания, в которых модусные значения реализованы
не в структуре первичного глагольного предиката, а в структуре адъективных и
субстантивных лексем или в структуре вторичных инфинитивных и герундиальных конструкций), наблюдается высокий процент ментальных и эмотивных модусных
значений (предикатов модуса полагания и модуса истинностной оценки) и высокий процент личных местоимений, номинирующих субъект
оценки (личное местоимение I), что позволяет сделать вывод об эгоцентрическом характере
рассматриваемого типа отзыва и стремлении пользователей, не обладающих требуемым для осуществления
экспертной оценки уровнем компетенции, апеллировать к массовому адресату посредством
эмоционального типа аргументации, а также формировать оценочные суждения
безапелляционного характера.
Тенденция к использованию имплицитных модусных средств выражения субъективной оценки, свидетельствует, с одной стороны, о ориентации
на использование разноплановых единиц выражения психоэмоциональной реакции, а
также о желании завуалировать значения субъективных компонентов высказывания
посредством элиминации личных местоимений, маркирующих фигуру субъекта.
Отдельному анализу подлежали конструкции с
указанием на адресата – реципиента отзыва, обозначаемого обобщённо-личным
местоимением 2-го л. мн. ч. you. Редуцирование роли реципиента до обобщённо-личного,
диффузного субъекта позволило авторам избежать конкретизации при обращении к
потенциальной публике, предоставив возможность манипулировать зрительной
перцепцией читателя, выступающего в роли экспериенцера или пассивного субъекта восприятия, что
позволяет проецировать реакцию адресанта на фигуру реципиента вследствие отождествления автора и читателя и полной утраты последним автономности.