50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Способы манифестации субъекта в дискурсе сетевых пользовательских отзывов о кино

Екатерина Андреевна Кленова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

онлайн заседание
2022-03-15
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Анализируются способы манифестации субъекта в дискурсе сетевых англоязычных отзывов о кино. В качестве основных средств актуализации субъекта в структуре оценочного дискурса рассматриваются субъективная модальность и субъектные номинации. Показано, что в данном типе оценочного дискурса наблюдается преобладание ментальных и эмотивных модусных значений, а также личных местоимений, номинирующих субъект оценки (адресанта), что свидетельствует о свойственном данной жанровой категории эгоцентризме.

Ключевые слова: оценочный дискурс, сетевой отзыв, субъект, модус, модальность.

Тезисы

В настоящей статье предлагается анализ способов манифестации фигуры субъекта в дискурсе сетевых англоязычных отзывов о кино. Основными средствами актуализации субъекта в структуре оценочного дискурса признаются субъективная модальность, используемая в качестве инструмента манифестации фигур субъекта и адресата, а также субъектные номинации адресанта и реципиента (личные местоимения I, we, you). Нами было выявлено 281 контекста с эксплицитно и имплицитно выраженными модальными значениями, из которых ментальный модус (представленный модусами полагания, сомнения и допущения, истинностной оценки, знания, незнания и общей оценки) был реализован в 103 контекстах (37%), эмотивный – в 90 (32%), перцептивный – в 73 (26%), волитивный – в 13 (5%). Было установлено, что во всех категориях, за исключением модуса знания, преобладают контексты с имплицитно выраженными модусными значениями (данную группу составляют контексты с деперсонализированным модусом, эллиптические конструкции и конструкции с элиминированным субъектом, а также высказывания, в которых модусные значения реализованы не в структуре первичного глагольного предиката, а в структуре адъективных и субстантивных лексем или в структуре вторичных инфинитивных и герундиальных конструкций), наблюдается высокий процент ментальных и эмотивных модусных значений (предикатов модуса полагания и модуса истинностной оценки) и высокий процент личных местоимений, номинирующих субъект оценки (личное местоимение I), что позволяет сделать вывод об эгоцентрическом характере рассматриваемого типа отзыва и стремлении пользователей, не обладающих требуемым для осуществления экспертной оценки уровнем компетенции, апеллировать к массовому адресату посредством эмоционального типа аргументации, а также формировать оценочные суждения безапелляционного характера.
Тенденция к использованию имплицитных модусных средств выражения субъективной оценки, свидетельствует, с одной стороны, о ориентации на использование разноплановых единиц выражения психоэмоциональной реакции, а также о желании завуалировать значения субъективных компонентов высказывания посредством элиминации личных местоимений, маркирующих фигуру субъекта.
Отдельному анализу подлежали конструкции с указанием на адресата – реципиента отзыва, обозначаемого обобщённо-личным местоимением 2-го л. мн. ч. you. Редуцирование роли реципиента до обобщённо-личного, диффузного субъекта позволило авторам избежать конкретизации при обращении к потенциальной публике, предоставив возможность манипулировать зрительной перцепцией читателя, выступающего в роли экспериенцера или пассивного субъекта восприятия, что позволяет проецировать реакцию адресанта на фигуру реципиента вследствие отождествления автора и читателя и полной утраты последним автономности.