Кристина Милобендзкая – алхимик поэтического слова
Ольга Валерьевна Гусева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн
2022-03-16
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
современная польская
поэзия; лингвизм в поэзии; «Поколение “Современности”»; Кристина Милобендзкая
Тезисы
В современной польской литературе особое место
принадлежит Кристине Милобендзкой (р. 1932). Ее первый сборник — «Анаглифы» —
появился в 1960 г., последняя книга стихов вышла в 2020 г. До 1990 г. Милобендзкая
издала четыре поэтических тома, но они остались в тени более известных
современников; подлинное открытие ее творчества произошло только в новом
столетии. Без поэтических сборников Милобендзкой, изданных в XXI в., картина авангардного направления в современной
польской поэзии будет неполной. Для молодых польских поэтов Милобендзкая стала
лидером модернистского лингвизма.
Милобендзкая дебютировала в то время, когда в польском искусстве заявило о себе поколение, получившее название «Поколение “Современности”» по названию одноименной литературной группы и издаваемого ею журнала. В конце 1950-х и в 60-е гг. «Поколение “Современности”» заявило о себе не только в литературе, но и в театре, кинематографе (Анджей Вайда), изобразительном искусстве и музыке. К этому поколению относятся яркие писатели и поэты: Анджей Бурса, Станислав Гроховяк, Мирон Бялошевский, Ежи Харасымович, Марек Хласко, Халина Посвятовская, Эдвард Стахура. При этом на протяжении своего творческого пути Милобендзкая не входила ни в одно литературное объединение, она всегда шла собственным путем в поэзии. Прослеживая ее творческий путь, можно, однако, заметить, что поэтесса все время последовательно экспериментирует со словом и поэтической формой. Это сближает творчество Милобендзкой с авангардистскими течениями XX в., прежде всего с традициями польской «лингвистической» поэзии. Уже для первых сборников Милобендзской характерно повышенное внимание к поэтическому слову при отказе от традиционных поэтических средств. Ее поэзия лаконична, но в ее основе лежит словесная игра: Милобендзкая экспериментирует со звуками, грамматикой, создает многочисленные неологизмы, играет с многозначностью слов, использует прием десемантизации слова («разлитературивания»). В томе «Всестихи» („Wszystkowiersze”, 2000) использован прием визуализации стиха, приводящий к сращению стиха с графикой, например «Стих роза» графически напоминает розу, а «Стих мост» расположен на развороте страницы и по нему «можно перейти / с этой / на ту сторону» ('przechodzi się / z tej / na tamtą stronę'). Лингвистические эксперименты Милобендзкой призваны усилить языковую впечатлительность читателя, чтобы ухватить мимолетность мгновения, глубже раскрыть мельчайшие детали повседневной жизни и окружающей нас действительности.
В 2022 г. Милобендзкой исполняется 90 лет, она по праву считается патриархом польской литературы, ее имя входит в число крупнейших польских поэтов. Она лауреат многих литературных премий, последняя из них — Познанская литературная премия 2020 г. — была присуждена поэтессе за достижения в области поэзии.
Милобендзкая дебютировала в то время, когда в польском искусстве заявило о себе поколение, получившее название «Поколение “Современности”» по названию одноименной литературной группы и издаваемого ею журнала. В конце 1950-х и в 60-е гг. «Поколение “Современности”» заявило о себе не только в литературе, но и в театре, кинематографе (Анджей Вайда), изобразительном искусстве и музыке. К этому поколению относятся яркие писатели и поэты: Анджей Бурса, Станислав Гроховяк, Мирон Бялошевский, Ежи Харасымович, Марек Хласко, Халина Посвятовская, Эдвард Стахура. При этом на протяжении своего творческого пути Милобендзкая не входила ни в одно литературное объединение, она всегда шла собственным путем в поэзии. Прослеживая ее творческий путь, можно, однако, заметить, что поэтесса все время последовательно экспериментирует со словом и поэтической формой. Это сближает творчество Милобендзкой с авангардистскими течениями XX в., прежде всего с традициями польской «лингвистической» поэзии. Уже для первых сборников Милобендзской характерно повышенное внимание к поэтическому слову при отказе от традиционных поэтических средств. Ее поэзия лаконична, но в ее основе лежит словесная игра: Милобендзкая экспериментирует со звуками, грамматикой, создает многочисленные неологизмы, играет с многозначностью слов, использует прием десемантизации слова («разлитературивания»). В томе «Всестихи» („Wszystkowiersze”, 2000) использован прием визуализации стиха, приводящий к сращению стиха с графикой, например «Стих роза» графически напоминает розу, а «Стих мост» расположен на развороте страницы и по нему «можно перейти / с этой / на ту сторону» ('przechodzi się / z tej / na tamtą stronę'). Лингвистические эксперименты Милобендзкой призваны усилить языковую впечатлительность читателя, чтобы ухватить мимолетность мгновения, глубже раскрыть мельчайшие детали повседневной жизни и окружающей нас действительности.
В 2022 г. Милобендзкой исполняется 90 лет, она по праву считается патриархом польской литературы, ее имя входит в число крупнейших польских поэтов. Она лауреат многих литературных премий, последняя из них — Познанская литературная премия 2020 г. — была присуждена поэтессе за достижения в области поэзии.