50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Развитие фонетических навыков у взрослых обучаемых с использованием цифровых технологий в рамках дистанционного обучения

Владислава Олеговна Белоусова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 25 MS Teams
2022-03-17
18:30 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

мультимедийные технологии, цифровые технологии, произношение, английский язык, фонетика

Тезисы

 С развитием цифровых технологий появилось большое количество компьютерных программ и приложений, которые способны помочь реализовать учебный процесс на высшем уровне, предусматривая развитие и формирование всех необходимых языковых компетенций у учащихся. В частности, сделать процесс развития фонетических навыков взрослых обучаемых уровня B2-C1 с использованием цифровых технологий более эффективным.
 Использование цифровых технологий, в нашем случае программы iSpring Suite, в рамках дистанционного обучения при развитии фонетических навыков у взрослых обучаемых имеет свои преимущества: 
1.    доступный и понятный интерфейс;
2.    возможность прослушивания аудиозаписи при выполнении задания;
3.    разнообразие методов при выполнении заданий: множественный выбор (multiple choice), заполнение пропусков в связном тексте (cloze procedure), вопрос-ответ (question-answer) и распознавание (identifying);
4.    возможность просмотра правильных и неправильных ответов;
5.    автоматический подсчет баллов и анализ проделанной работы.
 Применение методики обучения с использованием разработанного комплекса упражнений на развитие фонетических навыков, интегрированного в платформу для корпоративного обучения iSpring Suite для дистанционного курса по английской фонетике для взрослых уровня В2-С1, способствует развитию как фонетических и аудитивных навыков, так и совершенствованию механизмов речи.     
 Комплекс упражнений, разработанный на основе семи типов заданий, направленных на развитие фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1, оправдал себя в итоговом экспериментальном тестировании, включая в себя задания на:
1.    четкую реализацию и восприятие фонологических противопоставлений гласных и согласных;
2.    корректное ударение на уровне слова и фразы;
3.    фонетическую когезию;
4.    редукцию гласных в потоке речи;
5.    использование и понимание фонетической транскрипции;
6.    противопоставление напряженных и ненапряженных гласных;
7.    произнесение числительных.
 Проведенное итоговое экспериментальное тестирование показывает, что овладение фонетическими навыками, которые основаны на функционировании механизмов восприятия речи, способствует успешному пониманию особенностей звукопроизнесения, определению словарного и фразового ударений, слабых и сильных форм гласных, применению фонетической транскрипции, а также распознаванию сложных составных числительных на английском языке.
 Результаты проведенного экспериментального тестирования свидетельствуют об эффективности составленной и применяемой методики обучения фонетической стороне речи взрослых обучаемых уровня В2-С1с использованием цифровых технологий, поскольку прирост баллов в процентном соотношении за отработанные фонетические навыки вырос в 1,7.