Лингвоаксиология памяти в сообщениях пользователей социальной сети «ВКонтакте» о Победе в Великой Отечественной войне
Анна Юрьевна Саркисова
Докладчик
младший научный сотрудник
Томский государственный университет
Томский государственный университет
195 (МСТимз)
2022-03-19
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Лингвоаксиология, концепт «память», социальные медиа, дискурс Победы.
Тезисы
Цель работы – выявить и описать
ценностные смыслы и установки, связанные в языковом сознании пользователей социальной
сети «ВКонтакте» с концептом «память о Победе».
Материалом исследования послужили
опубликованные сообщения (посты) пользователей «ВКонтакте» о Победе в Великой Отечественной
войне за период с 01.01.2019 по 17.08.2020. При подготовке материала
использовались инструменты для автоматического сбора и обработки текстового
контента (программная библиотека методов по выгрузке и анализу данных Vkapi8;
аналитическая платформа PolyAnalyst). Из выявленных в сети 567 623 сообщений,
тематически связанных с Победой, были
отфильтрованы все посты, включающие слово «память» независимо от словоформы.
Результатом выполнения узла стали 109 637 сообщений.
Методы исследования сочетают методы
аксиологической и когнитивной лингвистики с методами обработки и аналитики
крупных массивов текстовых данных.
Основные результаты исследования:
1. В сообщениях, посвящённых памяти о
Победе, безусловно доминирующей остается положительная тональность.
Среди сообщений с положительной
тональностью наблюдается большое количество похожих сообщений («Нормативные
ситуации однотипны» (Н.Д. Арутюнова)).
Сообщения с отрицательной тональностью
1) обусловлены темой войны и скорби; 2) связаны с осуждением неуважения к
памяти.
2. Коллективный характер памяти как
факта национального сознания получает ценностный статус. Его экспликация
проявляется в эмоциональной тональности текстов, особенностях коммуникативного
поведения пользователей, семантической специфике наиболее частотных и значимых
слов, лексической сочетаемости, экспрессивном синтаксисе.
3. В лексическом окружении слова
«память» оказывается большое количество слов-символов. Сформировано единое
знаковое пространство, связанное с событием Победы и памятью о ней.
4. Высокая степень ритуальности речи
подтверждается большим количеством клише, стереотипов, устойчивых речевых
формул.
5. В рассматриваемой выборке сообщений
память сама выступает как объект оценки (сочетаемость с оценочными
прилагательными, привлечение признакового дейксиса для выражения оценки).
6. Слово «память» очень часто включается
в наименования различных практик отмечания Дня Победы.
7. Слово «память» (нейтральное на
лексикографическом уровне) в искомом контексте регулярно осмысляется этически.
8. Для большого процента пользователей
память – это память о конкретных людях, Победа – очеловеченный подвиг, а
история – история в лицах. Высокая степень персонализации, конкретности проявляется
на разных уровнях текста.
9. Обилие топонимов и дат
свидетельствует о стремлении к точности, устойчивой потребности в сохранении
исторических деталей, стремлении утвердить память о малой родине или о
вовлечённости в ценностную ситуацию всех уголков страны.