50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Структура Евангелия от Матфея

Анатолий Алексеевич Алексеев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

б/н 16 (кафедра Библеистики, MS Teams)
2022-03-16
16:10 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

евангелие, структура текста, кольцевая организация источники 

Все существующие опыты структурного описания текста евангелия от Матфея посвящены пропедевтике текста, т. е. разъяснению его для современного читателя. Доклад вскрывает задачи, которые ставил перед собою автор (Матфей). Как источник информации им было использовано евангелие от Марка, все добавления служат интерпретации и разъяснению использованного источника и создают новый богословский контекст.

Тезисы

Алексеев Анатолий Алексеевич 
Структура Евангелия от Матфея
Литературный анализ произведения письменности начинается с описания его структуры. Для Евангелия от Матфея в науке предложено три основных типа описания. Расхождения между ними касаются основного корпуса текста, но не вступления (главы 1-4) и истории Пасхальной недели (главы 26-28). Обзор дан в работе: Luz U. Matthew 1-7. A Commentary. Fortress Press. 2007. P. 2-3.
1) Модель пяти книг, каждая из которых завершается формулой «И когда закончил Иисус слова эти» Мф 7.28; 11.1; 13.52; 19.1; 26.1. Деление на пять книг гармонирует с Пятикнижием Торы и подчеркивает учительный характер Евангелия.
2) Осевая модель, при которой глава 13 рассматривается как центр, а окружающие главы образуют что-то похожее на симметрично организованную периферию. 
3) Третья модель выявляет два больших раздела, которые начинаются в 4.17 и 16.21, из них первый описывает деятельность Иисуса в Галилее, второй – его путь в Иерусалим и деятельность там.
Все три модели имеют пропедевтический характер, облегчая читателю изучение и усвоение текста Евангелия. Однако анализ структуры литературного произведения имеет совершенно очевидную значимость для постижения замысла автора. С этой точки зрения в докладе обращено внимание на то, что основная часть Евангелия, в которой излагается учение Иисуса из Назарета (главы 5-25), открывается Нагорной проповедью и завершается притчей о овцах и козлищах (тоже произнесенной на горе, см. 24.3). Если Нагорная проповедь отрицает ветхозаветный ритуализм и литургическое благочестие как путь спасения, то притча о овцах и козлищах признает спасительным только свободный от ритуализма нравственный гуманизм. Пространство между двумя этими точками заполнено картиной событий и поучений, заимствованных из Марка, и она выступает в крайне выгодном и убедительном виде от заключения в такую раму. Именно эта организация материала отвечает замыслу новозаветного автора.